С (паровоз)


С (конструкции Сормовского завода; прозвища — Го́нчая Малахо́вского, Ру́сский Пре́ри) — первый российский пассажирский паровоз типа 1-3-1. Спроектирован для вождения курьерских пассажирских поездов небольшого состава. Выпускался с 1910 по 1919 год (в массовом производстве с 1912 года) на ряде российских паровозостроительных заводов[1]. Всего за период производства было выпущено 678 паровозов серии С. [1][2].

Один из лучших и наиболее экономичных пассажирских локомотивов Российской империи[3]. При скорости более 60 км/ч, машина паровоза серии С могла работать с малым наполнением, требуя малого расхода пара, что делало паровоз очень выгодным по расходу топлива. Послужил основой для создания однотипных паровозов серий Св и Су — первого паровоза построенного по советскому проекту и самого массового «нормального» пассажирского паровоза на сети дорог СССР. По мере насыщения пассажирского паровозного парка паровозами серии Су, паровозы серии С переводились в пригородное движение, где массово эксплуатировались вплоть до середины 1960-х годов; последний паровоз данной серии списан в 1972 году[4].

В начале XX века, несмотря на бурные темпы железнодорожного строительства в конце XIX века и возрастающую роль железнодорожных перевозок, в технологическом и организационном плане русские железные дороги были достаточно отсталыми. На большинстве линий объёмы пассажирских перевозок не превышали двух—трёх пар составов в сутки, а средний вес пассажирского состава из пяти-семи вагонов колебался в пределах 200—300 тонн. Маршрутная скорость как пассажирских, так и товарных составов в большинстве случаев не превышала 25 км/ч, а расписание движения подразумевало весьма длительные стоянки[5]. При этом в период с 1893 по 1913 годы объёмы пассажирских перевозок демонстрировали устойчивый рост и в итоге возросли почти в 4 раза[5]. Тогда же в России, раньше, чем в других странах, появились спальные вагоны, приспособленные для многодневного проживания пассажиров. Налицо была потребность в увеличении веса пассажирских составов до 500 тонн и более[6].