Парораспределительный механизм Вальсхарта — тип парораспределительного механизма, изобретённый бельгийским инженером Эджидом Вальсхартом в 1844 году (запатентован в 1848 году). В 1849 году аналогичный парораспределительный механизм был запатентован немецким инженером Эдмундом Гейзингером фон Вальдегом (нем. Edmund Heusinger von Waldegg; 1817—1886), Из-за этого данный парораспределительный механизм могут называть как именем Вальсхарта, так и Гейзингера (данный вариант названия был весьма распространён в СССР и, по настоящее время — в Германии), а иногда и вовсе — Вальсхарта-Гейзингера. В 1870 году данный механизм был впервые применён на паровозе, а начиная с 1900-х его стали использовать на подавляющем большинстве паровозов вплоть до заката эры паровозостроения.
На английском языке (англ. Walschaerts valve gear) механизм запатентован под названием «Walschaert valve gear» с ошибкой в фамилии автора.
Механизм Вальсхарта распространялся медленно, и в течение XIX века наиболее широко применяли парораспределительный механизм Стефенсона. Преимуществом механизма Вальсхарта было расположение всех его частей снаружи паровоза, что позволяло не загромождать пространство между продольными деталями рамы и облегчало обслуживание и регулировку. По этой причине он применялся на сочленённых паровозах.
Первый паровоз с механизмом Вальсхарта построен в Бельгии на заводе в Тюбизе (Валлония). На венской выставке 1873 года он получил золотую медаль.
В 1874 году на заводе Avonside Engine Company[англ.] заказ на два паровоза капской колеи системы «двойной Ферли» NZR B class[англ.] разместил департамент железных дорог Новой Зеландии. Вероятно, это был первый паровоз с механизмом Вальсхарта, произведённый в Британии.
В Северной Америке первым паровозом с механизмом Вальсхарта был, вероятно, узкоколейный Mason Bogie[англ.] системы Ферли образца 1874 года.