Парораспределительный механизм Вальсхарта


Парораспределительный механизм Вальсхарта — тип парораспределительного механизма, изобретённый бельгийским инженером Эджидом Вальсхартом в 1844 году (запатентован в 1848 году). В 1849 году аналогичный парораспределительный механизм был запатентован немецким инженером Эдмундом Гейзингером фон Вальдегом (нем. Edmund Heusinger von Waldegg; 1817—1886), Из-за этого данный парораспределительный механизм могут называть как именем Вальсхарта, так и Гейзингера (данный вариант названия был весьма распространён в СССР и, по настоящее время — в Германии), а иногда и вовсе — Вальсхарта-Гейзингера. В 1870 году данный механизм был впервые применён на паровозе, а начиная с 1900-х его стали использовать на подавляющем большинстве паровозов вплоть до заката эры паровозостроения.

На английском языке (англ. Walschaerts valve gear) механизм запатентован под названием «Walschaert valve gear» с ошибкой в фамилии автора.

Механизм Вальсхарта распространялся медленно, и в течение XIX века наиболее широко применяли парораспределительный механизм Стефенсона. Преимуществом механизма Вальсхарта было расположение всех его частей снаружи паровоза, что позволяло не загромождать пространство между продольными деталями рамы и облегчало обслуживание и регулировку. По этой причине он применялся на сочленённых паровозах.

Первый паровоз с механизмом Вальсхарта построен в Бельгии на заводе в Тюбизе (Валлония). На венской выставке 1873 года он получил золотую медаль.

В 1874 году на заводе Avonside Engine Company[англ.] заказ на два паровоза капской колеи системы «двойной Ферли» NZR B class[англ.] разместил департамент железных дорог Новой Зеландии. Вероятно, это был первый паровоз с механизмом Вальсхарта, произведённый в Британии.

В Северной Америке первым паровозом с механизмом Вальсхарта был, вероятно, узкоколейный Mason Bogie[англ.] системы Ферли образца 1874 года.


Основные элементы парораспределительного механизма Вальсхарта (Гейзингера)[4]
  1. контркривошип;
  2. кулисная тяга;
  3. тяга к реверсу;
  4. подвеска;
  5. двуплечий рычаг;
  6. переводной вал;
  7. кулиса;
  8. золотниковая тяга;
  9. ползун;
  10. направляющая штока золотника;
  11. поводок маятника;
  12. маятник;
  13. золотниковый шток;
  14. золотник