Парус


Па́рус — ткань или пластина, используемая для движения под действием силы ветра на парусных судах, буерах и других средствах передвижения.

Как правило, парус является частью парусного вооружения и используется для приведения в движение плавательных средств, к которым он крепится с помощью рангоута и такелажа[1]. Однако имеются свидетельства применения парусов в сухопутном транспорте, например, парус широко использовали для создания вспомогательной движущей силы на повозках в Китае, также он приводит в движение колёсные и ледовые буера[2].

Простейший парус представляет собой кусок ткани (материи). Паруса большего размера сшивают из нескольких кусков. Полотнищам перед сшивкой придают такую форму, чтобы готовый парус, установленный на своё место и наполненный ветром, имел хорошо обтекаемую выпукло-вогнутую форму, в разрезе напоминающую крыло птицы, и развивал наибольшую полезную силу.

Самой распространённой парусной тканью считают лавсан (дакрон), хотя в последнее время всё чаще стали использовать плёнку майлар с волокнами кевлара[3].

Для изготовления современных парусов применяют синтетические ткани. В некоторых случаях (например, для изготовления парусов для виндсёрферов) применяют не ткань, а прочную плёнку. Существуют и более сложные и дорогостоящие технологии изготовления парусов, при которых весь парус изготавливают не из кусков материи или плёнки, а из высокопрочных синтетических нитей, размещаемых между двумя слоями плёнки по линиям действия на парус наибольших нагрузок.

Жёсткий парус: встречаются и совсем непохожие на обыкновенный парус конструкции, представляющие собой поставленное вертикально крыло и использующие силу ветра для тех же целей, что и парус. Такие конструкции устанавливают как на спортивные лодки (с целью достижения рекордов скорости на воде), так и на крупнотоннажные суда[4]. Имеющие очень мало общего с растянутым куском материи эти крылья, тем не менее, называют «жёстким парусом» либо «парусом-крылом».