Парусный флот


Регулярный (постоянный казённый) парусный флот возник в XVII веке в Испании, Голландии, Англии, Франции и других государствах и странах Европы[1].

При парусных флотах боевой строй назывался линиею баталии, потому что орудия на парусных кораблях размещались по бортам, вследствие чего для выгодного боя каждый корабль должен был обратиться к противнику боком и два сражающихся флота строились по параллельным линиям; но чтоб при этом не поражать своих же кораблей и не подставлять своих слабых мест неприятелю, флоты должны были идти по тем же линиям, на которых были построены[2]. Также одним из средств морского боя во времена гребного и парусного флотов был абордаж[3].

В Российской империи регулярный парусный флот возник в начале XVIII века. Создавался флот (Армейский флот) под руководством Петра I[1].

Первая победа парусного Русского флота была одержана эскадрой кораблей под командованием капитана второго ранга, позже первый русский вице-адмирал[4], Наума Акимовича Сенявина в эзельском сражении 1719 года над эскадрой Швеции[1], за эту блестящую победу, первую победу русского флота, был пожалован 17 июня через чин в капитан-командоры, а затем получил поместьеРязанском уезде из деревень Соловьева, отписанных в казну)[4].

Последним крупным сражением в истории парусного флота было наваринское сражение[5][6]. Произошедшее на четверть века позже синопское сражение 1853 года включало как парусные (с русской стороны), так и парусно-паровые корабли (с турецкой).

Начиная с середины XIX века, после крымской войны 1853−1856 годов, во всех европейских государствах и странах, более или менее развитых, начинают строить паровые корабли[1]. Война показала, что парусный флот постепенно стал утрачивать своё значение[1].