Пассаван, Иоганн Давид


Иоганн Давид Пассаван, также Иоганн Давид Пассавант (нем.  Johann David Passavant, 18 сентября 1787, Франкфурт-на-Майне — 17 августа 1861, Франкфурт-на-Майне) — немецкий живописец и историк искусства.

Иоганн Пассаван был сыном франкфуртского купца Иоганна Давида Пассавана (1756—1800) и его жены Катарины Элизабеты, урожденной Гогель. Как и его друг детства, будущий живописец немецкого романтизма Франц Пфорр, он интересовался живописью, но по просьбе отца учился коммерции. В 1809—1813 годах продолжал обучение во Франции, в Париже, где познакомился с выдающимися произведениями искусства, собранными в Музее Наполеона (название Лувра в 1803—1814 годах).

В 1813 году при финансовой поддержке барона Карла Фридриха фон Румора, известного любителя искусства, Иоганн Пассаван отправился в Италию. С 1813 по 1815 год он добровольно участвовал в наполеоновских войнах. В 1815—1817 годах он снова жил в Париже и до такой степени увлёкся живописью, что решил всецело посвятить себя этому искусству и поступил в ученики, сначала к Жаку Луи Давиду, а затем к Антуан-Жану Гро.

Осенью 1817 года он снова поехал в Рим, где сблизился с немецкими художниками-назарейцами: Фридрихом Овербеком, Петером фон Корнелиусом, Францем Пфорром, Юлиусом Шнорр фон Карольсфельдом, Фридрихом Вильгельмом фон Шадовым.

Пассаван и сам занимался живописью, но более сосредоточился на изучении истории искусства. Он был одним из первых, кто осознал выдающееся значение Джотто для развития мировой живописи. В 1820 году он опубликовал свою первую работу «Взгляды на изобразительное искусство и представление движения в Тоскане» (Ansichten über die bildenden Künste und Darstellung des Ganges der selben in Toscana).

По возвращении во Франкфурт в 1840 году Иоганн Давид Пассаван был назначен инспектором Штеделевского художественного института. Он продолжал заниматься изучением творчества мастеров позднего Средневековья, в особенности любимого им Джотто. Он посещал многие государственные и частные коллекции живописи. В 1839 году были опубликованы первые два тома его монографии «Рафаэль из Урбино и его отец Джованни Санти» (Raffael von Urbino und sein Vater Giovanni Santi). Третий том последовал в 1859 году. Издание включало приложение, состоящее из текстов документов и снабжённое комментированным каталогом произведений художника. Ж. Базен назвал эту публикацию «первой из подлинно научных искусствоведческих монографий в современном понимании»[4].