Патриарх Константинопольский


Патриáрх Константинóпольский, официально Его Божественное Всесвятейшество Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский патриарх (греч. Ἡ Αὐτοῦ Θειοτάτη Παναγιότης, ὁ ᾿Αρχιεπίσκοπος Κωνσταντινουπόλεως, Νέας Ρώμης καὶ Οἰκουμενικὸς Πατριάρχης[1]) — титул предстоятеля Константинопольской церкви, который считается епископом primus inter pares[2] (первым среди равных) в сообществе православных поместных церквей и духовным лидером православных христиан во всём мире[3].

Титул и статус епископа Константинополя оформились в эпоху становления Византийской империи, когда Константинополь начал играть роль столицы Римской империи.

Впервые титулование «Вселенский» (греч. Οικουμενικός) появилось у патриарха Акакия (472—489) вскоре после Четвёртого (Халкидонского) Вселенского собора (451), правила 9-е, 17-е и 28-е которого провозгласили общеимперскую юрисдикцию епископа Нового Рима как второго после Римского (решения Собора были приняты в Риме в 453 году, но с протестом против 28-го правила[комм 1]). К концу VI века титулование и роль закрепились окончательно как в гражданских актах империи, так и в церковных. 36-е правило Трулльского собора (конец VII века) гласило: «Определяем, да имеет престол Константинопольский равные преимущества с престолом древнего Рима и, якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым по нём: после же оного да числится престол великого града Александрии, потом престол Антиохийский, а за сим престол града Иерусалима»[4].

После завоевания Константинополя турками в 1453 году епископ города, ставшего столицей Османской империи, сохранил свой титул и обрёл статус главы (этнарха) православных в Османской империи. В XIX веке, по мере обретения политической независимости от Османской империи православными странами Юго-Восточной Европы, пределы юрисдикции Вселенского патриарха сокращались, учреждались новые национальные церкви: среди прочих, и Церковь Эллады в 1850 году. Османская империя прекратила своё существование после Первой мировой войны. Константинополь, который в октябре 1923 года после победы движения во главе с Кемалем Ататюрком и установления Турецкой республики утратил статус столицы, официально именуется с 1930 года İstanbul, а по-русски — Стамбул.

Начиная с 1920-х годов при Мелетии II утвердилась концепция, согласно которой Вселенскому патриарху принадлежат определённые прерогативы в отношении полноты Церкви, в частности, исключительная юрисдикция над всею православной диаспорой. Данная концепция, именуемая её противниками восточным папизмом, оспаривается некоторыми поместными церквями, прежде всего, Московским патриархатом[5].

Почившие Патриархи Нового времени погребены в женском монастыре в честь иконы «Живоносный источник» в Валукли́ (греч. Βαλουκλή, тур. Balıklı) на западе исторической части Стамбула.