Пацифизм


Пацифи́зм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю), пасифи́зм[1] — идеология сопротивления насилию ради его исчезновения.

К пацифизму относятся и входят в него ненасилие, разоружение, контроль над вооружениями, демилитаризация, антимилитаризм, антивоенное и антиядерное движение, которые часто связываются и смыкаются с ним.

Пацифи́стское движе́ние, движе́ние за мир — антивоенное общественное движение, противодействующее военным методам решения политических конфликтов[2], в частности осуждением аморальности таких методов. Последовательные пацифисты осуждают всякую войну, отрицая саму возможность войн быть правомерными, национально-освободительными, священными и тому подобное.

Пацифисты встречались среди первых христиан. Хотя в Новом Завете прямо не осуждается воинское служение, что видно на примере благочестивого сотника, воинов, приходивших креститься к Иоанну Предтече, сотника Корнилия и других, часть христиан могла избегать военной службы по причине нравственной распущенности, царившей в римской армии, а также из-за нежелания участвовать в языческих ритуалах, сопровождавших военную жизнь.

При этом некоторые раннехристианские писатели придерживались миротворческой пацифистской позиции. Так Иустин Мученик писал: «И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем». Наиболее ярким выражением пацифизма является трактат Тертуллиана «О венце воина», написанный им по переходе в секту монтанистов. При этом пацифизм не являлся преобладающим направлением в жизни раннехристианской церкви. Примечательно, что нет ни одного известного источника какой-либо христианской церкви об отлучении или епитимье, наложенной на конкретного члена церкви за то, что он был воином. С течением времени всё больше христиан избирало военную службу. При Марке Аврелии они уже вошли в состав одного из легионов Римской армии, XII Молниеносного легиона, при Диоклетиане состояли в личной охране императора. После обретения христианами государственной власти при Константине Великом пацифизм почти исчез из сферы церковной мысли и практики[3].

Однако пацифизм не умер с принятием большинством христиан идеи оправданности «справедливого» насилия. На рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры в монастыре Клюни во Французском королевстве началось движение за утверждение «Божьего мира». От крестьян до короля все давали клятву не развязывать военных действий первыми, избегать любого рода насилия над безоружными.