Паяльная лампа


Паяльная лампа — нагревательный прибор (изобретение, Швеция, Карл Рикард Нюберг, 1881 год), в котором горение исходного вещества (спирта, керосина, бензина) переводит его в испарителе в газообразное состояние, а струя из форсунки затягивает кислород, находящийся в воздухе, подобно пульверизатору.

Наибольшее распространение получили паяльные лампы форсуночного типа. Более удобны в эксплуатации и теплопроизводительнее других — бензиновые паяльные лампы. Ёмкость резервуара паяльной лампы обычно 0,1—2 литра. Тепловая мощность переносных паяльных ламп находится в пределах 0,5 кВт — 3 кВт (регулируется подачей топлива).

Паяльная лампа имеет резервуар для топлива. Сверху к резервуару прикрепляется горелка. Резервуар закрывается крышкой с уплотнителем. С помощью ручного насоса внутри резервуара создается избыточное давление. Под действием избыточного давления топливо из резервуара через трубку и вентиль поступает к форсунке горелки. Перед поступлением к форсунке, топливо, проходя через трубку, омываемую пламенем горелки, нагревается и испаряется, что повышает полноту сгорания. Горелка представляет собой эжектор, в котором за счёт тяги создается движение воздуха и продуктов сгорания. Устройство оговорено, например, в стандарте РСТ УССР 1312-80.

Кроме очевидной пожароопасности, паяльная лампа является потенциально взрывоопасным прибором, так как в резервуаре находится смесь паров топлива и воздуха под высоким давлением, а резервуар нагревается при работе. Поэтому при использовании паяльной лампы требуется строгое соблюдение правил безопасности, а именно:

Наиболее частая причина взрыва паяльной лампы — открытие крышки резервуара горячей лампы. В этом случае пары бензина соприкасаются с нагретой до 500—600 °C горелкой и воспламеняются, вызывая взрыв паровоздушной смеси в резервуаре и вокруг него. Также нужно учитывать, что старые лампы использовали керосин, при заливке бензина и последующем использовании резервуар разрывало давлением. Ожоги в таком случае практически неизбежны, поскольку происходят, как правило, при попытке «подкачать».

Необходимо осознавать, что при розжиге бензиновой лампы испаритель наполнен бензином, и если на этом этапе кран подачи топлива перекрывается, то оставшийся в испарителе бензин будет продолжать покидать испаритель через сопло в виде жидкости, или в случае бóльшего прогрева, — в виде газожидкостной или газовой струи.