Пезеллино


Пезеллино, собств. Франческо ди Стефано (итал. Pesellino, Francesco di Stefano; род. ок. 1422 г. Флоренция — ум. 1457 г. Флоренция) — итальянский живописец периода кватроченто — раннего Возрождения флорентийской школы.

Историограф эпохи Возрождения Джорджо Вазари составил небольшую биографию художника, в которой с восторгом отзывается о его творчестве, но, в то же время, перепутал в ней, кажется, всё, что только можно.

Франческо ди Стефано родился в семье Стефано ди Франческо и его супруги Нанны, которая была старшей дочерью художника Джулиано д’Арриго по прозвищу Пезелло. В 1427 году, когда мальчику было всего пять лет, его отец скончался, и ребёнок переселился к своему деду по материнской линии — Джулиано д’Арриго, мастерская которого находились на корсо Адимари во Флоренции (ныне это виа деи Кальцайоли). От деда к Франческо перешло и прозвище «Пезеллино» (то есть «маленький Пезелло»). В двадцатилетнем возрасте Франческо Пезеллино женился на Тарсии, дочери некоего Сильвестера из Роппо, о чём свидетельствует сохранившийся документ, датированный 22 ноября 1442 года.

В 1446 году дед скончался, и Франческо унаследовал его мастерскую. В 1447 году он вступил в Братство св. Луки — организацию, объединявшую людей искусства (хотя, у исследователей нет твёрдой уверенности, что указанный в списке Франческо ди Стефано — это именно Пезеллино). Другой документ, датированный февралём того же года сообщает, что молодой художник работает в мастерской на корсо Адимари, «занимаясь изготовлением и росписью флагов». Никто не знает точно, кто был его учителем (если таковым не считать деда). Согласно широко распространённому мнению, он был учеником и сотрудником Фра Филиппо Липпи, но до того мог получить уроки у Фра Анджелико. Во всяком случае, в его ранних работах угадывается связь с искусством последнего (миниатюры из манускрипта «Пуника» Силио Италика, которые ныне поделены между Гос. музеем Эрмитаж, Санкт Петербург и Библиотекой Марчиана в Венеции, 1447-48гг).

Первая работа, которую можно уверенно датировать — это пределла алтаря, заказанного для капеллы дель Новициато в церкви Санта Кроче (Флоренция). Сам алтарь был расписан Фра Филиппо Липпи в 1440-45гг (ныне в Галерее Уффици, Флоренция; картины пределлы в Лувре, Париж и в Уффици, Флоренция). Этот случай считают первым свидетельством сотрудничества двух мастеров. Фра Филиппо в то время было 36 лет, а Пезеллино порядка 20и. Манера старшего мастера решающим образом повлияла на формирование стиля Франческо.

Творческое развитие художника было довольно интенсивным, и Франческо быстро обрёл высоких покровителей-заказчиков: в 1444 году ему были заказаны сундуки-кассоне с росписью на тему «Триумфы» Петрарки к свадьбе Пьеро деи Медичи и Лукреции Торнабуони, в 1447 году папа Николай V (Парентучелли) заказал миниатюры к манускрипту «Пуника» Силио Италика.