Пейволл


Пейво́лл (англ. paywall), пла́тный до́ступ, ценово́й барье́р — способ ограничения доступа к контенту веб-страницы до оплаты разовой или постоянной подписки. Как правило, термин употребляется в отношении политики СМИ и научных журналов по закрытию доступа к онлайн-материалам[1][2]. Большинство изданий начали внедрять тот или иной вид пейволлов начиная с 2001 года, когда лопнул так называемый «пузырь доткомов», образовавшийся в результате непропорциональных инвестиций в интернет-компании[3]. По этой причине многие пострадавшие от рухнувшего рекламного рынка редакции начали внедрять пейволлы в качестве новых стратегий финансирования[2]. В свою очередь, научные журналы начали вводить пейволлы начиная с 1990-х. Рынок научной литературы контролируют четыре крупнейших издательства — Reed-Elsevier[en], Wiley-Blackwell, Springer и Taylor & Francis, которые к 2013 году публиковали до 53 % всех научных работ[4][5]. В условиях практического отсутствия конкуренции ведущие издательства смогли установить высокие цены на подписки[4][6], которые продолжили расти, несмотря на всеобщий переход к цифровому формату. Как правило, плата за использование пейволла ложится на плечи научных учреждений, оформляющих институциональную подписку, которая обходится от $1500 до $3000 за журнал[7].

Различают несколько видов пейволлов — жёсткий (hard paywall), мягкий или измеряемый (metered), гибридный (fremium) и гибкий (dynamic). Жёсткий пейволл ограничивает читателям доступ к контенту до оплаты подписки. Такой вид ценового барьера может «закрывать» как отдельный раздел, так и целый веб-сайт[8]. В этом случае каждый не оформивший подписку пользователь лишён доступа к материалам издания[9]. Мягкий пейволл позволяет получать доступ к онлайн-контенту на основе установленных издателем условий. Чаще всего встречается платный доступ «по счётчику» (metered paywall)[8] — система, по которой пользователи могут читать ограниченное количество статей в течение определённого периода времени. После достижения лимита доступ к контенту закрывается до приобретения подписки[8]. Гибридный пейволл (или freemium) внедряется издательствами для совмещения бесплатного и платного контентов. При такой системе разделы последних новостей, как правило, остаются в свободном доступе, а эксклюзивные материалы (анализ событий, расследования) классифицируют как «премиум-контент»[8]. В этом случае доходы издательства формируются как за счёт рекламы, так и за счёт ограниченного количества подписчиков[9][10]. Гибкий пейволл (dynamic paywall) позволяет издателям применять индивидуальный подход, адаптируя условия подписки под разные подгруппы аудитории, в зависимости от интересов, поведения в интернете, а также ценовой чувствительности. В таком случае для каждой подгруппы может отличаться не только цена подписки, но и ежемесячное количество бесплатных статей[11].