Пекинская опера


Пекинская опера, цзинцзюй[1] (кит. трад. 京劇, упр. 京剧, пиньинь jīngjù) — одна из наиболее известных форм традиционной китайской оперы как в Китае, так и в остальном мире[2]. Возникла в конце XVIII века и полноценно сформировалась к середине XIX века. Сочетает в себе музыку, вокальные партии, пантомиму, танцы и акробатику[3]. С 2010 года включена в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО[4].

Также используется название Цзинси (кит. трад. 京戲, упр. 京戏, пиньинь jīngxì, буквально: «столичный театр»)[3].

Основные труппы находятся в Пекине и Тяньцзине на севере и в Шанхае на юге страны[4]. Пекинская опера представлена также и на Тайване[2].

Самый знаменитый[источник не указан 2451 день] фильм о пекинской опере — «Прощай, моя наложница» (режиссёр Чэнь Кайгэ).

В пекинской опере для разных ролей установлен свой определённый грим. Сочетая реалистичность и символичность, исходя из душевного состояния, моральных качеств, мыслей и чувств, а также внешности, возраста и гражданского состояния героя, гримеры-художники обобщают всё это в наиболее типичных чертах облика и характера и в соответствии с этим создают различные образцы грима, давая характеристику персонажа так же с помощью цвета. Обычно красный цвет в гриме — это цвет верности и честности, чёрный — прямоты и смелости, синий и зелёный — храбрости и решительности, жёлтый и матово-белый — жестокости и хитрости; золотой же и серебристый цвета используют для мифических героев[5].

Сначала для грима использовали только чёрный, белый и красный цвета, другие цвета, как отмечает театровед Вэн Оухун, начали постепенно использоваться позднее, в силу увеличения количества ролей и необходимости акцентировать их различия. Так, на сегодня известно уже несколько тысяч возможных композиций грима[5].