Пеллеас и Мелизанда (опера)


«Пеллеас и Мелизанда» (фр. Pelléas et Mélisande) — единственная законченная опера французского композитора Клода Дебюсси в пяти действиях (13-ти картинах), написанная по тексту одноимённой пьесы Мориса Метерлинка опубликованной в 1892 году и поставленной в мае 1893 года на сцене театра Буфф-Паризьен. Сам композитор охарактеризовал своё произведение как лирическую драму. Премьера оперы состоялась 30 апреля 1902 года в парижской Опера-Комик.

Ещё за несколько лет до знакомства с пьесой Дебюсси выразил желание написать оперу на либретто, где всё «говорится лишь наполовину», время и место действия неопределённы, а персонажи не столько «дискутируют друг с другом», сколько «претерпевают свою жизнь, судьбу»[1].

Дебюсси работает над оперой на протяжении десяти лет (с 1892 по 1902 годы). Уже после постановки оперы композитор в предназначенном для опубликования письме к генеральному секретарю Комической Оперы отмечая, что «с давних пор я старался писать музыку для театра, но форма, в которую я хотел её облечь, была столь мало привычна, что после нескольких опытов я почти отступился», писал:

Драма "Паллеаса", которая, несмотря на свою атмосферу грёз, содержит гораздо больше человечности, чем так называемые "жизненные документы", представилась мне замечательно соответствующей тому, что я хотел сделать. Тут есть выразительный язык, восприимчивость которого могла найти своё продолжение в музыке и оркестровом наряде.

В июле 1893 года композитор, пользуясь содействием писателя Анри де Ренье, просит Метерлинка дать согласие на использование его драмы для оперного либретто и получает на это согласие (письмо драматурга к Ренье от 8 августа 1893 года)[2]. После этого композитор отправляется в ноябре в бельгийский Гент, где заручившись разрешением маломузыкального Метерлинка на использование его драмы в качестве основы для оперы и на внесение необходимых купюр, Дебюсси в августе 1893 года приступил к работе и 17 августа 1895 года вчерне в основном завершил музыку (первая редакция)[2].

В 1901 году опера была принята к постановке парижским театром Опера-комик. В это время между Дебюсси и Метерлинком произошёл скандальный разрыв, который видимо был обусловлен желанием драматурга поручить роль Мелизанды певице Жоржетте Леблан, не раз с успехом выступавшей на сцене театра Комической оперы и являвшейся его сожительницей. По воспоминаниям Леблан композитор якобы первоначально согласился на условия Метерлинка и даже будто бы репетировал с певицей несколько раз[3]. Альбер Карре, директор театра Опера-Комик предложил и настоял на приглашении на роль Мелизанды молодой певицы Мэри Гарден, с успехом выступившей в заглавной роли в нашумевшей опере Г, Шарпантье «Луиза». Репетиции начались 13 января 1902 года, и Дебюсси, услышав шотландскую певицу, согласился поручить ей роль героини своей оперы[3].