Первичный документ


Первичный документ[1] (в российском законодательстве первичный учётный документ[2], первичный бухгалтерский документ; англ. accounting source documents; source documents) — бумажный или электронный[3] документ, свидетельствующий о каких-либо деловых[4] или финансовых транзакциях,[5] то есть значимый бухгалтерский документ, используемый для подготовки, проверки и аудита финансовой отчётности организации.

Первичный документ включает в себя документ, подтверждающий право собственности организации на активы и размер обязательств, а также для доказательства денежных и неденежных операций.

Ряд экономистов определяет первичный учётный документ как письменное свидетельство о совершении определённой хозяйственной операции, имеющей юридическую силу и не требующей дальнейших пояснений и детализации[6].

Первичный документ — это бумажный след[5], следствием которого стала необходимость совершить анализ и учёт какой-то операции[4]. Существует мнение, что без первичной документации не существует транзакции[7][8].

В бухгалтерию первичный документ сдается или там же составляется в момент совершения хозяйственной операции или, если это не представляется возможным, — непосредственно после его окончания, и является первым свидетельством произошедших фактов. Первичный документ подтверждает юридическую силу произведённой хозяйственной операции. Он устанавливает ответственность отдельных исполнителей за выполненные ими хозяйственные операции.

К первичным документам могут относиться чек[5], банковская выписка[9], договор, квитанция (в т.ч ваучер[10]), кассовый ордер, накладная, счёт-фактура, счёт на оплату, справка, акт, карточка учёта рабочего времени[11] и т. п.