Первобытный коммунизм


Первобы́тный коммуни́зм (англ. Primitive communism[1][2], нем. Urkommunismus) — в марксизме: способ производства[3], господствующий на протяжении самой первой и самой продолжительной в истории общественно-экономической формациипервобытнообщинного строя. Академик А. И. Тюменев указывал, что распространённой грубой ошибкой является отождествление всей первобытной эпохи с первобытным коммунизмом[4].

Термин «первобытный коммунизм» или эквивалентная ему полукалька от англ. primitive communism и фр. communisme primitif — «примитивный коммунизм», были в научном обороте в России в конце XIX века[5].

Прецедент передачи многозначного ‘primitive’ словом «первобытный» (по Далю: «давний или ветхий, исконный, доконный, начальный или предвечный»[6]) был задан в России первым переводом монографии Э.-Б. Тайлора англ. «Primitive culture», 1871, вышедшей в 1873 году в Петербурге под названием «Первобытная культура»[7].

Как отмечает Гарет Стедман Джонс в Nature, Маркс разработал концепцию первобытного коммунизма — идею о том, что традиционные культуры, существовавшие до появления частной собственности и государства, поддерживали общую собственность и социальное равенство[8].

На этой стадии развития общества все члены «первичных хозяйствующих ячеек» первобытной популяции охотников-собирателей находились в одинаковом отношении к средствам производства, и способ получения доли общественного продукта был единым для всех.

Первобытный коммунизм характерен для всех народов, находящихся на ранних ступенях развития. Соответствующий ему первобытнообщинный строй по археологической периодизации совпадает в основном с каменным веком. Одинаковое отношение всех членов хозяйствующего сообщества к средствам производства служит предпосылкой единого для них способа получения доли общественного продукта. Отсутствуют частная собственность, классы и государство. В таких обществах добытая пища распределяется между членами общества в соответствии с необходимостью выживания общества, то есть по потребностям членов в индивидуальном выживании. Добытые блага и вновь изготовленные средства производства находились в общественной собственности, предполагающей совместное использование в режиме открытого безвозмездного доступа. Это было возможно благодаря личному знакомству членов такого общества между собой, в связи с маленьким размером группы. Вопрос о принадлежности предметов личного обихода, производимых человеком для самого себя, остаётся дискуссионным. Исследователи полагают, что на ранних этапах не существовало индивидуального брака; генезис семейных отношений, матриархата и патриархата составляет отдельную группу дискуссионных вопросов. Развитие орудий труда привело к разделению труда, что стало причиной появления индивидуальной собственности, и постепенному складыванию имущественного неравенства между людьми.