Первое общество железно-конных дорог


Первое общество железно-конных дорог — акционерное общество, осуществлявшее развитие общественного транспорта в дореволюционной Москве. Развивало и обслуживало городскую сеть конки. Первым запустило трамвайную линию в Москве[1].

До 1872 года общественный транспорт Москвы был представлен только «линейками» — пассажирскими повозками на колесах или санях, ходивших по определенным маршрутам. В 1872 году к Политехнической выставке в Москве была запущена первая линия конки[2]. Она была временной и соединяла площадь Иверских ворот с Брестским (в наше время Белорусским) вокзалом. Тогда же Городская дума утвердила план развития конно-железных дорог. Право на выполнение этих работ получила компания, созданная А. С. Уваровым, В. К. Делла-Восом и Н. Ф. Крузе.

1 сентября 1874 года была запущена Петровская линия конки. Она шла от Иверской часовни до Петровского парка через Страстную площадь и Тверскую заставу. Некоторые участки первой, временной сети были реконструированы и включены в постоянную[3].

Для эксплуатации созданной сети в 1875 году граф Уваров с группой единомышленников создал Первое общество железно-конных дорог с уставным капиталом 1 миллион рублей. Устав Общества был утвержден 17 января 1875 года[4]. В 1876 году Общество обладало сетью длиной в 27 верст. По маршруту курсировали 82 вагона, обслуживавшиеся в трех депо-конюшнях. В течение четырех лет сеть была увеличена до 33 верст, а к 1891 году — до 45[2]. Только за 1875 год по линиям Общества было перевезено 8 миллионов пассажиров[5].

В 1885 году на средства западного капитала было создано «Второе (Бельгийское) Общество конно-железных дорог». Руководство этого общества также развивало собственную сеть, и вскоре в Москве появилось две независимых сети железно-конных дорог[6].