Первопричина


Несотворённая или самосотворённая причина, к которой должен, в конечном счёте, приводить любой причинно-следственный ряд.

Первопричина — это понятие, распространяющее причинную обусловленность всех конечных природных процессов на мир в целом: раз эти процессы имеют свои причины, то должна быть причина появления всего мира. Такая первопричина называется Творец.

Собственно понятие «первопричина» ввел Аристотель, но широкое хождение оно получило лишь в XVII—XVIII вв. Деизм ограничивает Творца функцией первопричины — первотолчка, теизм же наделяет его и свойством вмешательства в последующее развитие сотворенного им мира (Провидение Божие). Понятие первопричины перешло также в христианскую традицию и стало основанием одной из версий космологического аргумента о существовании Творца. В соответствии с этим аргументом, всякое наблюдаемое событие является результатом причинно-следственного ряда, необходимо оканчивающегося первопричиной, которая и есть Творец. Классическую формулировку этого аргумента дал Св. Фома Аквинский. Космологический аргумент отвергали многие позднейшие мыслители, в том числе Дэвид Юм и Иммануил Кант.

В схоластике и в новоевропейской философии Творца нередко называли первопричиной мира: у Бонавентуры причиной творения является Божественное совершенство; действуя (в творении) вне Себя, Творец ничего не теряет от Своей сущности, как и не добавляет к ней. «Творец — это в такой же мере первопричина, как и последнее основание сущего, а вещи могут быть познаны лишь из своих причин и оснований» (Г. Лейбниц). И. Кант настаивал, что причинно-следственные отношения непригодны для понимания отношений Творца и мира: Творец дает миру смысл и охватывает его спасающей любовью, Он — Сверхпричина. В томизме, однако, Творец рассматривается как Первопричина существования (esse) вещей: Бог-Творец дарует вещам существование и не является их причиной в смысле Лейбница и Канта.

Буддизм полагает, что первопричину нужно искать в собственном постижении. Проблема первопричины не может быть разрешена интеллектом. Разум лишь истратит время на то, чтобы отвести от решения. Буддизм не призывает верить в то, что человек сам является Творцом мира, но он обещает, что по выполнении нужных требований человек сам узнаёт ответ, причём без тени сомнения.