Период Вёсен и Осеней


Период Вёсен и Осеней[a] (также период Чуньцю, кит. упр. 春秋时代, пиньинь Chūnqiū shídài, палл. Чуньцю шидай)— период китайской истории[b], соответствующий летописи Чуньцю («Вёсны и осени»), составителем которой считают Конфуция. Этот период относят к началу династии Восточная Чжоу. История периода известна по «Цзочжуань» — тексту, составленному в виде комментариев на хронику «Чуньцю». Другими источниками являются «Го юй», «Ши цзи», а также многочисленные археологические находки.

Началу периода Чуньцю предшествовали события, связанные с ослаблением власти чжоуского вана. Правитель Ю-ван был свергнут представителями чжоуской родовой знати, в том числе и при участии правителей нескольких владений, которые стремились к самостоятельности и полному суверенитету в своих землях. В события были вовлечены степняки-жуны. Новым ваном был назначен старший сын от отстранённой старшей жены (дочери главы жунского рода Шэнь) Пин-ван. Центр власти был перенесён на восток из долины реки Вэйхэ в долину реки Лохэ. Земли в долине Вэйхэ вошли в состав полу-жунского царства Цинь, которое с этого момента начало постепенно усиливаться.

Политическая роль вана Чжоу резко упала. Получив ограниченный удел, дом Чжоу по сути дела превратился в такое же удельное княжество, а ван стал «первым среди равных». Тем не менее, главенство вана сохранялось ещё долгое время, сначала реально, а потом всё более формально. Ваны стремительно теряли остатки реальной власти, их влияние в сакральной сфере таяло, но не так стремительно.

Хроника Чуньцю царства Лу, редактирование которой приписывается Конфуцию, начинается с 722 до н. э. — с конца правления Пин-ван. Историки считают началом этого периода 771 год до н. э. — приход Пин-вана к власти и перенос столицы Чжоу на восток.

В период Чуньцю центральный удел Чжоу был достаточно слаб, но объединение царств держалось на идее защиты цивилизованных «центральных государств» (чжунго) от диких варваров на периферии, и на уважении к Небесному Мандату, который высшими силами дан дому Чжоу. Первоначально царства Чу, Цинь, Янь, У и Юэ считались тоже варварскими и противопоставлялись срединным — Цзинь, Ци, Сун, Лу, Чжэн, Вэй и Хань.

Неоднократно правители сильных царств пытались получить хотя бы частично отдельные привилегии Сына Неба, но безуспешно. Правитель Чу, хотя и провозгласил себя ваном, под давлением других царств несколько раз вынужден был признать главенство центрального дома Чжоу.