Пермский трамвай


Движение открыто 7 ноября 1929 года. Маршрутная сеть состоит из 9 трамвайных маршрутов (3 временно не действуют). Протяжённость трамвайных путей равна 110 км[источник не указан 30 дней]. Доля трамвая в городских перевозках составляет 13,6 % (2022) или 29,9 млн пассажиров в год (2023)[1].

Первая мировая война, а затем Гражданская война вынудили отложить дальнейшее строительство и запуск трамвая более чем на 10 лет[3].

В 1970-е трамвайная сеть Перми достигла максимального размера. На 15 маршрутов выходили одинаковые бело-красные КТМ-5, в основном, сцепки. На пермском трамвае, также как и в Санкт-Петербурге, использовалась система маршрутных огней.

В перестроечное время были закрыты две окраинные линии: маршрут № 13 на правый берег Камы (1971—1987), работавший сезонно, и маршрут № 14 — «скоростной» трамвай в южную промзону (1976—1991), заменённый служебными автобусами. Линия в промзону была разобрана в начале 1990-х, а пересекающая Каму — в начале двухтысячных[7].

В постперестроечное время на некоторых маршрутах использовались поезда из трёх вагонов. В конце 1990-х годов был закрыт Пермский вагоноремонтный завод (ВРЗ), открытый в 1967 году и осуществлявший ремонт вагонов для некоторых городов СССР (Усолье-Сибирское, Кемерово, Новокузнецк, Нижний Тагил и др.).

В 2022 году на трамваях в Перми было совершено около 27 миллионов поездок. Наиболее популярные маршруты — № 5, 11 и 12. Доля трамвая в городских перевозках составила 13,6 %. Все трамвайные маршруты Перми убыточны, на электротранспорт приходится 16,9 % от общей дотации городской транспортной отрасли[19]. Это объясняется неразвитостью сети — трамвай есть только в центральных районах города.