Персональный автоматический транспорт


Персона́льный автомати́ческий тра́нспорт (ПАТ, PRT — Personal Rapid Transit) — вид городского и пригородного транспорта, который автоматически (без водителя) перевозит пассажиров в режиме такси, используя сеть выделенных путей.

В настоящий момент в мире действует одна такая транспортная система. Это сеть ULTra в лондонском аэропорту Хитроу. Система была открыта для пассажиров в 2010 году[1]. Существует также система Транспортная система университета Западной Вирджинии в Моргантауне, отличающаяся от классической концепции ПАТ увеличенным размером вагона.

История ПАТ началась приблизительно в 1953 году, когда Дон Фичтер, планировщик городского транспорта, начал разрабатывать альтернативные средства перевозки грузов и пассажиров, впоследствии получившие название PRT. В 1964 году Фичтер опубликовал книгу[2], в которой предложил концепцию автоматического транспорта для районов с низкой и средней плотностью населения. В 1966 году, Министерство благоустройства и городского развития США получило финансирование на «исследования новых систем городского транспорта, который был бы способен перевозить как пассажиров, так и грузы; быстро, безопасно, не загрязняя воздух, и не ухудшая планировку города.» Обзорные результаты исследований[3] были опубликованы в 1968 году и рекомендовали развитие концепции PRT, наряду с другими транспортными системами — такими, как «автобус по вызову» и высокоскоростные междугородние магистрали.

В конце 60-х годов, корпорация Аэроспейс[англ.], организованная Конгрессом США, потратила большое количество средств на развитие технологии PRT, и произвела значительную часть исследований того времени. В 1969 году научная группа опубликовала первое многотиражное описание PRT в журнале Scientific American[4]. В 1978 году команда опубликовала обзор своих результатов в виде книги[5].

В 1967 году, аэрокосмическое отделение французской корпорации Matra начало работы по проекту Aramis[англ.] в Париже. Потратив приблизительно 500 млн франков, проект был закрыт после того, так система не смогла пройти квалификационные испытания в ноябре 1987 года. Транспортные средства системы Aramis должны были двигаться на малом расстоянии друг от друга, формируя «виртуальный поезд», но недостатки программного обеспечения приводили к столкновениям транспортных средств[6].