Пьетро Перуджино


Пье́тро Перуджи́но, Пьетро ди Кристофо́ро Ванну́ччи, Пьетро де́лла Пье́ве (итал. Pietro Perugino, Pietro di Cristoforo Vannucci, Pietro della Pieve; 1446, Читта-делла-Пьеве — 1524, Перуджа) — живописец итальянского Возрождения, представитель умбрийской школы, учитель Рафаэля Санти. Прозвание «Пьетро Перуджийский» (реже: «делла Пьеве») получил по месту своего рождения. Не путать с другим художником: Антонио Франческо Перуццини, также прозванным «Перуджино».

Родился в местечке Читта-делла-Пьеве в 35 км от Перуджи (Умбрия), в семье Кристофоро Марии Ваннуччи. Историки искусства продолжают оспаривать социально-экономический статус семьи Ваннуччи. Одни утверждают, что Ваннуччи выбрался из бедности, другие считают, что его семья была одной из самых богатых в городе. Точная дата рождения художника неизвестна, но на основании его возраста на момент смерти, упомянутого Дж. Вазари, считается, что он родился между 1446 и 1452 годами[3].

Пьетро, скорее всего, начал изучать живопись в местных мастерских в Перудже, таких как мастерские Бартоломео Капорали или Фьоренцо ди Лоренцо. В 1470 году он приехал во Флоренцию и, по словам Вазари, стал учеником в мастерской Андреа Верроккьо вместе с Леонардо да Винчи, Доменико Гирландайо, Лоренцо ди Креди, Филиппино Липпи и другими. Считается, что Пьеро делла Франческа научил его перспективным построениям. В 1472 году Перуджино, по-видимому, завершил свое ученичество, поскольку был зачислен в качестве мастера в «Братство живописцев Святого Луки» (Compagnia di S. Luca)[4].

В 1481 году, будучи уже известным мастером, в числе лучших художников Италии: (Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Росселли, Луки Синьорелли и других) Перуджино был приглашён папой Сикстом IV в Рим для участия в росписи Сикстинской капеллы в Ватикане. Перуджино сопровождал в Рим его помощник Пинтуриккьо. Перуджино с помощью Пинтуриккьо написал композиции «Крещение Христа», «Вручение ключей апостолу Петру», «Обрезание сына Моисея Елиазара». Фрески «Рождение Христа» и «Нахождение Моисея», расположенные на алтарной стене, были позднее сбиты, чтобы освободить место для композиции «Страшный суд» Микеланджело.

Между 1486 и 1499 годами Перуджино работал в основном во Флоренции, совершив одно путешествие в Рим и несколько в Перуджу, где у него, возможно, была вторая мастерская. Перуджино получал большое количество заказов. Его «Пьета» (1483—1493, ныне в галерее Уффици — нехарактерно резкое произведение, в котором отсутствует привычная сентиментальная набожность, свойственная Перуджино. Согласно Вазари, Перуджино должен был вернуться во Флоренцию в сентябре 1493 года, чтобы жениться на Кьяре, дочери архитектора Луки Фанчелли. В том же году Перуджино снова сделал Флоренцию своим постоянным домом, хотя продолжал соглашаться на работу в других местах[5].