Песнь Возрождения


Песнь Возрожде́ния — печатный сборник духовных песен для общего пения на богослужениях и для хорового пения. Широко используется в баптистских и иных евангельских церквях России, Украины, Беларуси и других стран СНГ / бывшего СССР.

В основание сборника (около трети) были положены духовные песни, переведённые и написанные И. С. Прохановым в начале XX века[1] и собранные им вначале в песенник под названием «Гусли» (более 500 гимнов), изданный в 1902 году (название по аналогии с библейской книгой Псалтирь), а затем в сборник «Духовные песни», в который «Гусли» вошли как первый и самый большой раздел. «Гусли», в свою очередь, включали материал из предыдущих песенников (250 из «Сборника духовных стихотворений» (1882, 1893 гг.), 100 из сборников «Любимые стихи» и «Голос веры», 1882), и более 180 — новых, ранее не издававшихся. Текст некоторых песен являлся стихотворениями русских писателей.

Сборник «Духовные песни» с 1907 по 1922 год издания состоял из сборников «Гусли», «Песни христианина», «Тимпаны», «Кимвалы» и «Заря жизни» (каждый из них первоначально был самостоятельным произведением), а с 1924 года был дополнен ещё пятью небольшими сборниками И. С. Проханова. Соответственно, первоначальный вариант получил неофициальное название «Пятисборник», а полный — «Десятисборник»[2][3]. Так как «Гусли» составляли примерно половину даже «Десятисборника», то в обиходе «Пятисборник» и «Десятисборник» часто называли «Гуслями».

Первое издание сборника «Песнь Возрождения» произошло в мае 1978 года, благодаря деятельности издательства «Христианин» братства СЦ ЕХБ («отделённые», «нерегистрированные» баптисты), которое, ввиду гонений со стороны атеистической власти, вынуждено было действовать нелегально через подпольные типографии. Песенник был выполнен на основе «Десятисборника» (также переизданного издательством) и явился его заменой. Сборник «Песнь Возрождения» имеет единую нумерацию и разбит на тематические подразделы. Для гимнов, входивших в состав «Десятисборника», перед текстом было указано название прежнего сборника и номер в нём. Вместо «гимнов прежних изданий, которые практически не употребляются в общениях народа Божьего», добавлены новые, отсутствовавшие в «Десятисборнике». Был заново укомплектован заключительный раздел молодёжных гимнов, имевшихся до того, в основном, только в рукописях (в предисловии уточняется, что не все эти гимны можно отнести к молодёжным по тематике).[4]

Верующие старшего поколения часто традиционно называют сборник «Гуслями», перенося на него обиходное наименование вытесненного им «Десятисборника», который, в свою очередь, назывался так по первому и самому крупному (занимавшему почти половину) разделу в его составе.