Песня года


«Песня года» — советский и российский телевизионный фестиваль эстрадной песни, организуемый ежегодно с 1971 года [2].

В фестивале принимают участие исполнители из России и стран СНГ. Состав участников фестиваля определяется по усмотрению организаторов, декларирующих основным критерием отбора популярность той или иной песни в течение года. Большинство песен исполняется под фонограмму[3]. Традиционным гимном фестиваля является композиция «Песня остаётся с человеком», которую исполняют все участники концертов[4].

Фестиваль «Песня года» был придуман в 1971 году главным редактором Главной редакции музыкальных программ ЦТ Ниной Григорьянц, режиссёром главной редакции музыкальных программ ЦТ Виктором Черкасовым и дирижёром Эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио (ныне — Академический Большой концертный оркестр имени Ю. В. Силантьева Российского государственного музыкального телерадиоцентра) Юрием Силантьевым, как своеобразное соревнование песен: в течение года телезрители почтой присылали открытки, называя по три лучших песни, в финал выходили песни, указанные в наибольшем количестве открыток. Исполнители этих песен становились лауреатами фестиваля. Первые два года фестиваль снят в чёрно-белой, затем с 1973 года - цветной записи.

История фестивалей прошла своеобразную «либерализацию», совпадая с историей страны. На первых фестивалях песни подбирались строго по идеологическим принципам, проходили согласование в художественных советах, отвечали высоким моральным и нравственным нормам, певцы обладали вокальными данными и исполнительским мастерством высокого уровня. Многие песни звучали без фонограммы, в сопровождении оркестра (1971—1976). В период Перестройки идеологические запреты стали сниматься. После распада СССР в 1992 году фестиваль было решено не проводить вообще и заменить его на «Хит-парад Останкино»[5]. Однако усилиями ведущей Ангелины Вовк[6] в 1993 году он снова возродился. В период кризисных 1990-х годов фестиваль стал «ресторанным», отвлекая зрителей от переживаний экономической разрухи. В нынешний период фестиваль стал прежде всего телевизионным шоу больших размахов, своеобразным бизнес-проектом, в котором важными стали не столько художественная или нравственная ценность песен, исполнительское мастерство участников, сколько их коммерческая популярность.