Петербургский метрополитен


Петербу́ргский метрополите́н (до июля 1992 года — Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени В. И. Ленина) — рельсовая скоростная внеуличная транспортная система Санкт-Петербургской агломерации. Открыт 15 ноября 1955 года, став вторым метрополитеном в СССР, РСФСР (позже — России) и на постсоветском пространстве после московского, открытого 15 мая 1935 года. Петербургский метрополитен эксплуатируется государственным унитарным предприятием «Петербургский метрополитен», которое находится в ведении Комитета по транспорту[11].

Состоит из 5 линий, эксплуатационная длина которых составляет 124,8 км (на август 2022 года)[4]. Имеется 7 пересадочных узлов — 6 двухстанционных и один трёхстанционный[12]. 12 станций имеют пересадку на объекты железнодорожной инфраструктуры (вокзалы, станции и платформы)[13]. По состоянию на 2019 год система метро включает 83 вестибюля, 301 эскалатор, 30 траволаторов и более 700 турникетов[14]. Имеется 5 эксплуатационных и 2 ремонтных депо.

В 2018 году Петербургский метрополитен перевёз 743 млн пассажиров[15], что ставит его по уровню загруженности на 19-е место в мире и 4-е в Европе. По длине эксплуатируемых линий занимает 41-е место в мире и 8-е в Европе (после метрополитенов Москвы, Лондона, Мадрида, Парижа, Берлина, Валенсии и Барселоны)[16].

Петербургский метрополитен является самым глубоким в мире по средней глубине залегания станций[a][21]. Многие станции имеют оригинальное архитектурно-художественное оформление, 8 станций признаны объектами культурного наследия России[22].

В Ленинградском метрополитене впервые в мире в 1975 году построены односводчатые станции глубокого заложения — «Площадь Мужества» и «Политехническая»[23].

Особенностью, которая отличает Петербургский метрополитен от остальных метрополитенов страны и мира, является наличие станций закрытого типа (без боковых посадочных платформ)[24].