Петергофская дорога


Петергофская дорога была заложена в 1710 году как тракт, соединяющий Петербург с загородными императорскими резиденциями: Стрельной, Петергофом, Ораниенбаумом (откуда начинается и паромная переправа к Кронштадту).

Петергофская дорога начинается от Фонтанки (где проходила граница города в XVIII веке), проходит через Нарвскую заставу и тянется вдоль южного побережья Финского залива на 40 километров до Красной Горки.

До т. н. «Привала» (ныне пересечение с проспектом Маршала Жукова) дорога совпадает со старинной Нарвской дорогой (на Нарву и Ревель) — современное Таллинское шоссе (Ямбургский тракт). За триста лет линия Петергофской дороги практически не изменилась и в черте города соответствует магистрали: Старо-Петергофский проспект — проспект Стачек — Петергофское шоссе.

Петергофская дорога — уникальная ландшафтно-архитектурная система императорских резиденций, частных усадеб, садов и парков, сочетание построек разных стилей и эпох. По замыслу Петра I, равномерно нарезанные участки вдоль дороги по обе стороны должны быть розданы знати под строительства своих усадеб, а получившийся гигантский архитектурный ансамбль должен был затмить дорогу из Парижа в Версаль. На первых порах строительство усадеб было своеобразной повинностью для знати, однако постепенно дорога стала престижным местом застройки. Нарезка и распределение участков, начатые Петром I, продолжались до середины XIX века, в том числе за счёт выделения наделов из императорских владений. Многие участки неоднократно переходили из рук в руки, объединялись или разделялись владельцами.

Во второй половине XIX века дорога начинает терять ритм парадных усадеб, изредка сменяемых живописными «зелёными паузами». Начало дороги проходит через формирующуюся промышленную окраину города, участки скупаются у владельцев купцами и промышленниками под строительство заводов и фабрик, утилитарных построек (трактиры, лавки, бараки для рабочих). В 1915 вдоль дороги начала функционировать уникальная железнодорожная линия ОРАНЭЛ.

После Октябрьской революции облик дороги в результате интенсивной застройки от Нарвской заставы до Автово практически полностью утрачен.