Петровский, Вадим Артурович


Вади́м Арту́рович Петро́вский (род. 14 августа 1950 года) — российский психолог, доктор психологических наук, ректор Института консультативной психологии (г. Москва), профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ «Высшая школа экономики», ординарный профессор НИУ ВШЭ, Член-корреспондент Российской академии образования (РАО).

Представитель научной династии[1] российских психологов: отец, Петровский Артур Владимирович[2], известный российский психолог и организатор науки, доктор психологических наук, действительный член АПН СССР, организатор и первый президент Российской академии образования (1992—1997).

Автор и разработчик мультисубъектной теории личности (1996). Внес научный вклад в области психологии личности, теории и методологии психологии, психологии творчества, математической психологии, психологии рефлексии, консультативной психологии, трансактного анализа и др. Автор более 200 научных публикаций и 18 монографий. Под руководством В. А. Петровского было успешно защищенно 28 докторов и кандидатов наук[3].

Научный руководитель Центра фундаментальной и консультативной персонологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Профессиональную деятельность начал с работы в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР (1971-1973), продолжил в НИИ проблем высшей школы (с.н.с., 1975-1979). С 1979 по 1980 г. - ст. преподаватель Института повышения квалификации высших педагогических кадров АПН СССР. С 1980 по 1992 г. работал в НИИ ОиПП АПН СССР и НИИ дошкольного воспитания. В 1987 г. по совместительству возглавил лабораторию ВНИК «Школа», где руководил разработкой «Концепции дошкольного воспитания», которая на конкурсной основе была утверждена Госкомитетом СССР по перестройке системы народного образования (1988). Концепция содержала в себе модель построения личностно-ориентированного образовательного процесса и, в частности, личностно-ориентированной дидактики, трактующей цель образования как развитие самоценных форм активности ребенка (его познавательных, эмоциональных и волевых устремлений) во взаимоотношениях с «природой», «культурой», «другими людьми», «самим собой».

С 1992 по 1996 г. заведовал лабораторией личностно-ориентированной дидактики Института педагогических инноваций РАО. С 1996 г. по настоящее время зав. лабораторией персонологии развития Института дошкольного образования РАО. В этот период под его руководством продолжаются исследования, посвященные анализу взаимодействия детей и воспитывающих взрослых. Совместно с В.Г. Грязевой была разработана концепция творческой одаренности (как формы проявления активной неадаптивности) и экологии творчества (как системы условий адекватной персонализации творчески одаренных индивидуумов). Другая линия научных исследований связана с психологией личности.