Петров, Николай Петрович (художник)


Никола́й Петро́вич Петро́в (1834—1876) — русский жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников[1].

Сын Петербургской мещанки, он обучался в Академии Художеств под руководством профессора А. Т. Маркова и в 1858 году получил малую серебряную медаль за рисунок с натуры, а в следующем году — такую же медаль за картину «Мастерская Художника», имевшую успех и на выставке; в 1860 году ему дана была большая серебряная медаль за картину «Три мужика из басни Крылова».

На малую золотую медаль он написал картины: «Христославы в деревне» и «Смотрины невесты», но получил эту медаль лишь в 1862 году за картину: «Сватовство чиновника к дочери портного» — самую лучшую из его работ.

От конкуренции же на первую золотую медаль он вместе с прочими конкурентами отказался («бунт четырнадцати») и, выйдя из Академии с званием классного художника, участвовал в образовании «Художественной Артели» и много работал по заказам, получавшимся этой артелью.

Таковы исполненные им образа в Лютеранскую церковь в Кронштадте, в городе Острогожск, в городе Оскол, в городе Екатеринодар, в землю Войска Донского, в для церковь Петра и Павла в Инженерной академии, в Курскую губернию, на Кавказ и другие, а также портреты, преимущественно копии, — императора Николая I, императрицы Александры Феодоровны, цесаревны Марии Феодоровны, инженер-полковника Шенявского, министра народного просвещения графа Д. А. Толстого и работа для графа Панина. Независимо же от артельных работ, кроме оригинальных литографий в «Русский Художественный Альбом 1861 года»: «Три мужика, из басни Крылова» и «Не то, чтоб очень пьян, а весел бесконечно», исполненных им ещё до выхода из Академии, — он награвировал два офорта: «Поясной портрет швейцара при помещении артели, на Невском проспекте» и «Мальчика, рисующего на стене дома».

В 1867 году за картины «Крестьянин в беде» и «Сборы на церковь» признан академиком; затем написал ещё картины: «Два прохожих», «Этюд собаки» и «Крестьянин-бобыль». Кроме того, он много занимался уроками рисования.