Московский печатный двор


Моско́вский печа́тный двор — первая в России типография, объект культурного наследия федерального значения[1]. Основана при Иване Грозном в 1553 году. Традиционно располагалась в Китай-городе на Никольской улице, по соседству с Николо-Греческим монастырём[2]. С 1931-го в строениях типографии находится Историко-архивный институт (РГГУ)[3].

Первая русская типография была основана в 1553 году по указу Ивана Грозного. Причиной послужило большое количество ошибок в рукописных книгах для богослужения по вине неграмотных переписчиков. Подобные погрешности вели к разночтениям в текстах, ереси и возможному расколу. Царь совместно с митрополитом Макарием решили исправить огрехи с помощью книгопечатания[4][5]. Помещение построили на деньги казны в Китай-городе по соседству с Николо-Греческим монастырём. Впоследствии оно стало называться Печатным двором. Первой книгой, в послесловии которой были выходные данные типографии, является «Апостол». Она была издана в 1564-м Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем[6]. Первые же фолианты, не имевшие выходных данных, а потому называемые «анонимными», были напечатаны в 1550—1560 годах. По состоянию на 2018 год найдено семь таких «дофёдоровских» книг[7][8]. Печатный двор также упоминается в записках опричника Генриха фон Штадена «О Москвии»:

Никольские ворота ведут из Кремля в город <…> У этих же ворот стоял слон, прибывший из Аравии. Дальше общий судный или Земский двор и цейхгауз, за ним друкарня или Печатный двор[9].

Появление первой печатной книги вызвало бурный протест у переписчиков, опасавшихся, что новое ремесло может лишить их заработка. Народное волнение в итоге закончилось поджогом помещения типографии, и, по одной из версий, послужило причиной отъезда из Москвы Фёдорова и Мстиславца. В 1568 году на месте сгоревшего здания было построено новое, которое пострадало во время пожаров 1571-го[10][11]. На это время Печатный двор переехал вслед за царём в Александровскую слободу[12]. В 1611 году в Смутное время восстановленная типография снова сгорела и мастерские переехали в палаты Кремля. Однако к 1619-му комплекс реконструировали[13].

До 1612 года текст набирался двумя шрифтами, изобретёнными Фёдоровым и Мстиславцем[14]. Имена первых гравёров, вырезавших изображения для изданий, не сохранились. Одним из известных мастеров является печатник Андроник Невежа, который поставил свою подпись на гравированном изображении апостола Луки в переиздании «Апостола» 1597 года[15][16].