Пешеходная доступность


Пешехо́дная досту́пность (ша́говая досту́пность, англ. Walkability) — качество городской среды, характеризующее степень её приспособленности для пешеходов. Высокая степень пешеходной доступности городской территории способствует физической активности и как следствие — укреплению здоровья горожан[1], а также улучшению экологической обстановки[2] в связи со снижением случаев использования автотранспорта, кроме того появляются некоторые экономические выгоды[3][4]. На степень пешеходной доступности влияет наличие или отсутствие различных элементов пешеходной инфраструктуры, а также их качество, автомобильное движение и дорожные условия, уровень криминальной опасности и риска ДТП. Создание пешеходных зон с высокой пешеходной доступностью способствует устойчивости окружающей среды. Пешеходная доступность — один из принципов нового урбанизма.

Некоторые исследователи предлагают следующее определение пешеходной доступности: «Степень в которой окружающая среда дружественна для жизни, совершения покупок, посещения, получения удовольствия и проведения времени»[5]. Факторы, влияющие на пешеходную доступность: степень проницаемости уличной сети, плотность населения, наличие зелёных насаждений, плотность и разнообразие застройки, наличие точек притяжения на улицах и т. д.

Степень пешеходной доступности можно повысить с помощью правильного планирования пространства. Сеть тротуаров и пешеходных дорожек должна быть хорошо продуманна и непрерывна. Тротуары должны быть достаточной ширины и не иметь препятствий в виде столбов или рекламных конструкций на пути пешеходов. Между дорогой и пешеходной зоной желательно устройство зелёных зон, которые будут защищать прохожих от негативного воздействия автотранспорта. Очень важно создание безопасных переходов, приспособленных для маломобильных людей.

Пешеходная доступность в России определяется рядом нормативных документов, таких как СП-30-102-99[6] и СНиП 2.07.01-89[7]. Первый определяет шаговую доступность доступность различных учреждений от дома. Второй регламентирует расстояние до остановок и их частоту на различных типах общественного транспорта. Кроме того, в связи со значительной разницей климатических условий в регионах страны. Например дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта следует принимать не более 500, но в более суровых климатических условиях ее снижают до 400 метров и даже до 300. Эти нормы обязательно учитываются при составлении Генерального плана развития поселений, однако со временем ситуация меняется. Например пешеходная доступность в промышленных зонах составляет до 1200 метров до остановки ОТ, при переводе промышленной зоны под жилую застройку (что массово наблюдается после банкротств советских предприятий) нормы пешеходной доступности уже не могут быть соблюдены.