Пизанский собор


Пизанский собор в честь Вознесения Пресвятой Девы Марии: «Санта-Мария-Ассунта» (итал. Duomo di Santa Maria Assunta) — кафедральный собор Пизы, часть ансамбля площади Пьяцца деи Мираколи. Представляет собой один из наиболее значительных памятников романской архитектуры Италии.

Строительство было начато в 1063 году архитектором Бускето. Оно было начато на средства, добытые Пизанской республикой при захвате Палермо в 1063 году, а позднее — на средства, полученные в результате других предприятий, в частности, похода на Балеарские острова в 1113—1115 годах. Архитектура собора включала элементы различных стилей, византийские, ломбардские и даже исламские, что, возможно, символизировало размах пизанской торговой и военной деятельности. Сформировавшийся в процессе строительства стиль известен в литературе как пизанский романский стиль. Примерно в то же время строился собор Святого Марка в Венеции, и одной из задач Бускето было построить собор не хуже, чем у венецианских конкурентов.

Собор был освящён в 1118 году папой римским Геласием II, который сам происходил из пизанского семейства Каэтано. В первой половине XII века архитектору Райнальдо было поручено спроектировать фасад собора. Работы по созданию фасада выполнила бригада скульпторов под руководством Гульельмо и Бидуино.

Облик собора неоднократно подвергался реконструкции в различные эпохи. Впервые собор реконструировался после опустошительного пожара 1595 года. Одним из авторов реконструкции был Гаспаро Мола. В XVII и XVIII веках существенные изменения претерпел интерьер собора.

Здание изначально было построено в виде греческого креста (с равными перекладинами) в плане, в пересечении перекладин которого сооружён купол. В настоящее время пятинефный собор с трёхнефным трансептом в плане имеет вид латинского креста. Такой своеобразный план здания имеет сходство с планом древнехристианской базилики Калат-Симан, расположенной в Сирии.[2] Внутри возникает эффект огромного пространства, аналогичный большим мечетям и достигаемый за счёт арок и чередования белого и чёрного мрамора. Две колоннады из чёрного гранита в нефах являются явным свидетельством византийского влияния. Сами колонны происходят из мечети Палермо, завоёванной пизанцами в 1063 году.

Главный фасад собора (см. фото) был создан в XII—XIII веках по проекту мастера Райнальдо (см. выше). Об этом сообщает надпись справа над центральным порталом[3]. Фасад содержит четыре яруса внешних галерей-аркад, поддерживаемых колоннами. Он выполнен из серого мрамора и обильно украшен инкрустацией из зелёного, голубого, розового и другого цветного мрамора, резьбой по камню и статуями.