Пикирование


Пикирование (от фр. piquer — букв. колоть)[1] — фигура простого пилотажа[источник не указан 1094 дня], заключающаяся в крутом прямолинейном (или близком к прямолинейному) неустановившемся снижении самолёта с углами наклона траектории больше 30° и изменяющейся скоростью при малых углах атаки крыла (движение самолёта по наклонной к горизонту траектории от 30 до 90°). Пикирование с углом наклона, равным 90°, называется отвесным[2]. Пикирование является отрицательным танга́жем (с уменьшением угла носа самолёта), то есть противоположностью кабрирования — положительного тангажа (с увеличением угла подъёма носа).

Пикирование применяется для быстрого разгона самолёта за счёт потери им высоты и приобретения скорости, превышающей максимальную скорость горизонтального полёта, а также как элемент фигурного полёта и маневрирования (чаще — оборонительного маневрирования) в воздушном бою, а также при стрельбе и бомбометании по наземным целям, поскольку малая высота значительно снижает эффективность средств ПВО.

Ввод самолёта в пикирование производится с помощью руля высоты. Ввод в пикирование может производиться из горизонтального полёта, с разворотом при крене самолёта до 90° и из переворота. Вывод из пикирования начинается на определенной высоте, гарантирующей безопасность полёта, и скорости, меньшей, чем предельная скорость пикирования. Минимальный радиус кривизны траектории вывода из пикирования, как правило, ограничивается перегрузкой, переносимой лётчиком, или пределом прочности конструкции.