Пильграм, Антон


Антон Пильграм (нем. Anton Pilgram; около 1460[1][2][…], Брно, Земли Чешской короны[2][3] — 1515[2][1][…], Вена[4]) — выдающийся архитектор и скульптор сербско-моравской школы периода поздней, или «пламенеющей», готики. Известен как скульптор портала Старой Ратуши в Брно и один из строителей собора Св. Стефана в Вене.

Пильграм начинал обучение в строительной артели в Вене, с 1481 года работал в Хайльбронне (Баден-Вюртемберг), вероятно, перестраивал хоры церкви Св. Килиана (этот факт оспаривается некоторыми историками). Достоверно известно, что в качестве архитектора Пильграм работал в Швабии, затем в Брно (Восточная Моравия). В 1495—1508 годах — в качестве скульптора и каменщика в церкви Св. Иакова, создавал скульптуры портала Старой Ратуши (1512) и Юдентор (Ворот евреев). В 1512—1515 годах Антон Пильграм работал строителем главного сооружения Вены — собора Св. Стефана (Штефансдом)[5][6].

Одно время Пильграма отождествляли с другим выдающимся скульптором — Николаусом Герхардтом из Лейдена, в творчестве которого угадываются ренессансные черты. Ныне считают его последователем. Известно также, что Пильграм был своенравным и неуживчивым человеком. Приехав в 1510 году в Вену, он сразу же попытался устранить других, конкурирующих с ним мастеров. Через два года он добился назначения на должность главного архитектора собора Св. Стефана. При этом Пильграм стремился захватить и все скульптурные работы в соборе. Это восстановило против него других мастеров. Потребовалось вмешательство императора Максимилиана, чтобы разрядить обстановку. Но Пильграм всё же умудрился создать в интерьере храма два своих автопортрета.

Резные каменные хоры первого большого органа у северной стены собора — шедевр поздней готики. Пята органа, решённая в виде огромной консоли, выполнена Антоном Пильграмом в 1513 году. Её поддерживает пучок причудливо переплетённых нервюр, которые собираются внизу и своим основанием покоятся на плечах скульптурной фигуры выглядывающего из окна человека. В руках у него циркуль и угольник. Это — сам мастер. Поместив свой портрет на самом видном месте, Пильграм внизу расположил подпись и дату: 1513.