Пинтуриккьо


Пинтури́ккьо (вариант написания — Пинтури́ккио; итал. Pinturicchio; собственно Бернардино ди Бетто (или ди Бенедетто) ди Бьяджо, Bernardino di Betto di Biagio, 1454, Перуджа — 11 декабря 1513, Сиена) — итальянский живописец эпохи Возрождения.

Представитель умбрийской школы кватроченто. Учился у Фьоренцо ди Лоренцо, вместе с Рафаэлем — у Перуджино, которому помогал при создании фресок Сикстинской капеллы Ватикана (14811482), а по некоторым данным — ещё и у Бенедетто Капорали, создателя дворца кардинала Пассерини, впоследствии расписанного Синьорелли. Вероятно, испытал влияние и Бенедетто Бонфильи, учителя Перуджино. Став зрелым мастером, Пинтуриккьо отказался от некоторых принципов Перуджино — однообразности и степенности фигур, единства времени и места, — что сближает его скорее с Боттичелли[5].

Работал во многих городах Италии — Перудже, Риме, Орвието, Сполето, Сиене. В 1481—1483 годах вместе с другими художниками помогал Перуджино в росписи Сикстинской капеллы в Ватикане.

Наиболее известные росписи — в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, Санта-Мария-ин-Арачели и Апартаментах Борджиа в Риме, и в Сиенском соборе (библиотека Пикколомини). На фресках работах этого художника часто появляются «гротески» (элементы растительного и архитектурного орнамента). Из станковых полотен примечателен «Портрет мальчика», хранящийся в Дрезденской галерее старых мастеров.

Вазари достаточно негативно отзывается о Пинтуриккьо, считая его славу недостаточно заслуженной. Кроме того, биограф упрекает художника в излишнем стремлении угодить заказчикам.

А. Н. Бенуа отмечал особую декоративность работ художника: «Каждая фреска Пинтуриккио в отдельности — нечто довольно пустоватое, крайне наивное и условное. Однако в общем эффекте яркие его краски, обилие золота и изощрённая орнаментика, которой он любит окружать свои главные сюжеты, производят чарующее впечатление»[6].