Пирей


Пире́й[3][4] (греч. Πειραιεύς[2][5], Πειραιάς) — четвёртый по величине (после Афин, Салоник и Патр)[6] город в Греции, на северо-восточном побережье залива Сароникос Эгейского моря. Узел железных дорог Пирей — Салоники —Афины — Салоники, Пирей — Патры и Пирей — Афины — Коринф — Патры. Пирейский порт — главный внешнеторговый порт Греции (через который проходит около 50 % внешнеторговых грузов страны; грузооборот 20 млн т в 2007 году), аванпорт Афин. Крупнейший торговый и промышленный центр Греции. Благодаря интенсивному промышленному и жилищному строительству Пирей сливается с Афинами, входит в состав Больших Афин[7].Расположен на высоте 2 метра над уровнем моря[1] в 8 километрах к юго-западу от центра Афин. Административный центр одноимённой общины и одноимённой периферийной единицы в периферии Аттика. Население — 163 688 человек по переписи 2011 года[2]. В городе находится Археологический музей Пирея.

Название, вероятно, связано с глаголом др.-греч. περάω — «переплывать, проходить, переходить через что-то, переправлять напротив», что подтверждается аналогичными названиями портовых поселений в Коринфе и на Чёрном море (древнегреческий город Амис (современный турецкий город Самсун), находящийся в основании единственной крупной дороги от побережья на взгорье во внутрианатолийские земли, носил некоторое время название ΠΕΙΡΑ, что засвидетельствовано монетами[8]).

Современной береговой линии прежде не существовало, южная часть Афинской равнины до Мосхатона была покрыта морем мезокайнозойского океана Неотетис. В конце третичного периода образовалась восточная часть побережья, а на западе — крупный остров. В четвертичном периоде река Кифисос медленно сформировала аллювиальными отложениями побережье бухты Фалирон, которое существует в современном виде с доисторического времени, о чём свидетельствуют археологические находки поселений и кладбищ того времени. Остров превратился в Пирейский полуостров[9]. В значительной степени низменность в пирейском районе Неон-Фалирон, известная как Галипед[el] («Морская равнина»)[10], была всё ещё покрыта водой в классический период, о чём пишет Гарпократион[11]. Эта низменность и в настоящее время затапливается во время проливных дождей.

До архаического периода портом Афин являлся дем Фалер[12]. Около 483—481 гг. до н. э. Фемистокл укрепил Пирей для защиты созданного флота триер. С тех пор Пирей стал торговой и военной гаванью, опорным пунктом Афинского полиса, столицы Морского союза[7]. Для противодействия осадам порт в 461—456 гг. до н. э. при Перикле[13] был соединён с городом «Длинными стенами» (26 километров)[14]. Третьей стеной соединили Афины с демом Фалер. Внутри укреплённого района могло укрыться всё население Аттики[15]. После 446 года до н. э. Пирей был перестроен по Гипподамовой системе[7].