Пируэт


Пируэ́т (фр. pirouette, итал. piroetta от гл. Piroettare — крутиться вокруг собственной оси), или же тур (фр. tour, англ. turn), — термин классического танца, обозначающий поворот, оборот вокруг себя. Различают однократный, двукратный (double pirouette, double tour), а также многократные повороты, осуществляемые с помощью различных приёмов, придающих телу вращательное движение как на земле (à terre), так и в воздухе, в прыжке (en l'air).

В отличие от французской балетной школы, где термины итальянского происхождения используется произвольно наравне с родной речью, в русской и английской терминологии итальянское «пируэт» и французское «тур» разделяются. Как правило, под пируэтом здесь подразумевается лишь вращение на полупальцах или пальцах одной ноги в направлении en dehors либо en dedans, в то время как другая, согнутая в колене, находится в одном из положений sur le cou-de-pied у середины икры (так называемые малые пируэты) или же в положении passé, у колена. В то же время повороты на двух ногах в V позиции (soutenu, chaînés), также как пируэты в больших позах с ногой, поднятой на любую высоту в каком-либо направлении (grande pirouette / grand tour) и последовательные пируэты, выполняемые на одной ноге на месте либо с продвижением вперёд по диагонали или по кругу — вне зависимости от положения другой ноги — определяются как туры. Воздушные туры (tours en l'air) — прыжки, выполняемые с одним и более полным поворотом тела в воздухе.

В большинстве своём вращения выполняются в направлениях как en dehors (наружу), так и en dedans (внутрь). Вращения en dedans делаются в сторону опорной ноги (т.е. на правой ноге вправо, либо на левой ноге влево), вращения en dehors — в сторону, противоположную опорной (т.е. на правой ноге влево, либо на левой ноге вправо). В некоторых движениях направление не задаётся: например, tour soutenu с переменой ног в V позиции можно исполнить только в сторону стоящей сзади ноги, тогда как tours chaînés выполняются последовательно по половине поворота (т. е. по 180°) сначала en dedans, затем en dehors.

Движению помогает активное движение рук, задающих форс вращению — так называемый «подхват». Также важна работа головы: благодаря её отстающему, а затем опережающему движение тела повороту, взгляд как можно дольше фиксируется на произвольно выбранной точке перед собой.

В 2013 году неврологи провели исследование, показавшее, как адаптируется мозг танцовщиков к вращению: чем более натренирован человек, тем сильнее подавляется сигнал, ведущий от внутреннего уха к мозгу, что ведёт к уменьшению развития головокружения[1].

Кроме полных оборотов на 360°, могут быть и половинные (полпируэта, полтора, 2 ½ тура и т.д.), ровно как и другие варианты. При этом неполные пируэты считаются не в градусах, а по восьми точкам балетного зала.