Плавучий док


Плавучий док (сокр. плавдок) — судоремонтное сооружение технического флота, предназначенное для подъёма из воды судна, находящегося на плаву, его ремонта (или транспортировки) и спуска на воду[1].

Бывает самоходным, если способен передвигаться по водной поверхности без помощи буксира, и несамоходным. Плавучий док обычно имеет вид прямоугольного горизонтального понтона с одной, двумя или тремя вертикальными полыми стенками, образующими конструкцию, напоминающую по форме ящик. Система насосов и клапанов посредством приёма и откачки воды из балластных цистерн, расположенных внутри понтона и стенок, позволяет доку притапливаться и всплывать с судном или другим плавучим предметом, зафиксированным на доковой палубе. Этот процесс ещё называют «докованием».

Плавучий док состоит из понтона, который разделён продольными и поперечными переборками на балластные отсеки. В понтоне располагают балластные насосы. При приёме (откачке) забортной воды в эти отсеки понтон погружают (поднимают из воды). Для обеспечения остойчивости понтона в подводном положении вдоль длинной стороны понтона имеются водоизмещающие башни (стены) такой высоты, что при погружении понтона верхняя часть башен остаётся над водой. На палубе понтона — стапель-палубе — оборудуют доковые опорные устройства (ДОУ, исторически — кильблоки) для установки судна, верхняя поверхность которых соответствует обводам судна. После погружения плавучего дока в воду на достаточную глубину судно с помощью швартовных и специальных устройств, находящихся на верхней палубе дока — топ-палубе, вводят между башнями дока и устанавливают над ДОУ. При откачке воды из балластных отсеков плавучий док начинает всплывать до соприкосновения ДОУ с днищем судна. Избыточная плавучесть системы, получаемая за счёт откачки воды из балластных отсеков дока, позволяет достичь положения, при котором полностью осушают подводную часть судна и стапель-палубу. 

Для более удобного доступа к судну некоторые плавучие доки имеют только 1 башню. Остойчивость при погружении в этом случае обеспечивают поплавками, шарнирно соединёнными с башней. Существуют плавучие доки без башен — докотопонтоны; их остойчивость при погружении обеспечивают другим плавдоком. Существуют комплексы — докотоматки, состоящие из нескольких докотопонтонов и 1 плавучего дока. Для суровых климатических условий создают доки-эллинги, имеющие крышу и закрытия с торцов. На некоторых плавучих доках башни в одной из оконечностей соединяют водонепроницаемой переборкой, а в другой предусматривают съёмное водонепроницаемое закрытие (батопорт), которое открывают на момент ввода судна и закрывают перед всплытием дока. Воду при этом откачивают не только из балластных отсеков, но и из образовавшейся между башнями камеры. Такие доки называют «плавдоками с доковой камерой».