План Геддеса


План Геддеса — первый генплан города Тель-Авив (Израиль), разработанный в 19251929 годах шотландским градостроителем сэром Патриком Геддесом, по которому были построены нынешние центр и «старый север» города. Одобренный и начавший выполняться в 1932 году, план создал физическую базу для развития города, а также для его расширения на восток в 1940-е и 1950-е годы.

По естественным причинам план Геддеса предусматривал развитие города на север (к югу от Тель-Авива располагался арабский город Яффа): от железной дороги Яффа—Иерусалим до реки Яркон. Восточной границей плана стала улица Ибн-Габироля, западной — Средиземное море. Продольные улицы (с севера на юг) предназначались для торговли, а поперечные бульвары и улицы в жаркие дни обдувались морским бризом. План также предполагал множество общественных парков, вплетенных в текстуру города.

Сэр Патрик Геддес служил градостроителем во многих британских колониях, его план был частью усилий британских властей по развитию подмандатной Палестины. Тель-Авив стал одним из немногих городов, где у Геддеса получилось реализовать принципы города-сада. Единая городская структура (самая большая по площади среди израильских городов), называемая «Белым городом», вошла в список объектов мирового наследия ЮНЕСКО.

Начиная с конца XIX-го века были основаны несколько еврейских кварталов-спутников города Яффо, например Неве-Цедек и Керем Ха-Тейманим (англ. Kerem HaTeimanim). Ахузат Баит, который был заложен в 1909 году, фактически был первый квартал, который должен был стать еврейским городом, и был первым «городским центром», вокруг которого начали возникать новые кварталы, ставшие со временем Тель-Авивом. На территории современного Тель-Авива-Яффо были ещё несколько арабских деревень (Сумейль, Маншия и Шейх Мунис) рядом с еврейскими кварталами и колонией темплеров Шарона, следы которой все ещё есть в современном городе.

Уже в 1920 году ускоренный рост города из-за волн эмиграции начал беспокоить городское управление. Гистадрут хаЦионит (профсоюз) обратилась в 1920 году к Рихарду Кауфманну, чтобы он высказал своё мнение о дальнейшем развитии города, и чтобы он составил генеральный план для района к северу от улицы Алленби до улицы Иегуда гаЛеви, поворачивающей к северу на востоке. План Кауфманна брал в расчет оси север-юг, пересекающиеся поперечными осями, обращенными к морю, которые были реализованы позднее в более подробном плане Геддеса. В 1925 году мэр города Меир Дизенгоф пригласил с рекомендации британских властей в Израиль градостроителя Патрика Геддеса, для составления первого генерального плана развивающегося города и всех районов к северу от существующего города. В этом же году Геддес подготовил полный обзор, в котором был задокументировано состояние города на тот момент и экономическо-социо-демографические тенденции развития. Город на тот момент насчитывал менее 30,000 жителей. План требовал найти решения для расселения 100,000 населения.