Пластические искусства


Пласти́ческие иску́сства, также простра́нственные иску́сства — один из трёх классов искусства, наряду с пространственно-временными и временными искусствами. Объединяет виды искусства, произведения которых в материальном смысле существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени[1]. Произведения пластических искусств имеют материальный, физический характер и выполняются путём обработки материала, особенности формообразования которого определяют их внешний вид[2].

Однако подобные концепции пространственно-временнóй структуры произведений искусства, положенные в основание подразделения искусств на «пространственные» и «временны́е», пересматриваются или полностью отвергаются современными структуралистскими и феноменологическими теориями искусства[3][4]. Тем не менее, Моисей Каган ещё в 1970-е годы писал, что такой подход следует «расценить как явное теоретическое недоразумение», поскольку «когда говорят о делении искусств на пространственные, временные и пространственно-временные, имеют в виду не различие их изобразительных способностей, а различие формы их бытия»[5].

Термин «пластический» в отношении современной морфологии искусства также переосмысляется, поскольку качества пластичности могут характеризовать произведения самых разных видов искусства, включая архитектуру, балет, пантомиму, сценическое мастерство актёра.[нет в источнике] Так М. С. Каган, ссылаясь на музыковеда Л. А. Мазеля, приводит в качестве примера термин «пластическая интонация» в музыке и определение «пластически-интонированное представление» в отношении искусства пантомимы[6].

В Малом академическом словаре отмечалось, что словосочетание пластические искусства равнозначно пространственным искусствам[7][8]. В издании «Краткий словарь терминов изобразительного искусства» уточнялось, что понятие пространственные искусства, в целом совпадающее по значению с термином «изобразительное искусство» (но включающее в себя и архитектуру), возникло на основе классификации видов искусств по принципу подразделения последних по способу воплощения в реальность произведений искусства; в данном случае пространственные искусства противопоставлялись временным искусствам (литературе, театру, музыке и другим). Равнозначный термин пластические искусства был введён в оборот с целью подчеркнуть «чувственно-наглядный, осязаемый характер соответствующих искусств»[9].