Платея (опера)


«Платея», полное название: «Платея, или Ревнивая Юнона» (фр. Platée ou Junon Jalouse, RCT 53) — опера-балет Жана-Филиппа Рамо с прологом в трёх действиях на либретто Адриена-Жозефа Ле Валуа д’Орвиля[фр.]. Рамо приобрёл права на либретто Жака Отро[фр.] (1657—1745) и поручил д’Орвилю переработать его. Основным источником сюжета является миф, изложенный греческим писателем Павсанием в его «Описании Эллады». Премьера состоялась 31 марта 1745 года в Больших конюшнях Версальского дворца.

В основу сюжета был положен рассказ о происхождении названия города Платеи. Согласно Павсанию, Юпитер, желая подшутить над ревнивой женой, устроил шуточную свадебную церемонию, где роль его невесты «сыграл» разряженный деревянный идол (Платея). Юнона, сорвав в ярости фату с «невесты», обнаружила подлог, и, рассмеявшись, простила своего неверного мужа[1].

Жак Отро по собственному признанию сочинил текст, выполняя пожелание Королевской Оперы, нуждавшейся в комической пьесе. В его либретто деревянная статуя была заменена престарелой болотной нимфой. Круг действующих лиц был расширен — либреттист добавил наперсников и наперсниц главных героев комедии[1]. Основное действие у Отро предварял Пролог «Рождение комедии», оставленный д’Орвилем почти без изменений. Однако д’Орвиль (вероятно, под руководством Рамо) значительно изменил основной текст, сделав Юнону и Ирис второстепенными действующими лицами и выдвинув на первый план Платею, повелительницу лягушек.

«Платея» — первая попытка Рамо в жанре комической оперы, изначально называлась балетом bouffon. Позднее она была отнесена к лирическим комедиям, встав в один ряд с «Паладинами» — ещё одной, но менее удачной, оперой-балетом Рамо. «Платея» была написана для празднования свадьбы дофина Людовика Фердинанда, сына Людовика XV, и инфанты Марии Терезии Испанской, которая, по мнению современников, не отличалась красотой. Несмотря на рискованную тему, представление в Версале было благосклонно принято. Опера, изобилующая пародиями на серьезную музыку того времени - в первую очередь, «лирическую трагедию», - понравилась королю, который приказал издать партитуру и либретто. Несколько месяцев спустя Рамо получил должность королевского композитора камерной музыки со значительной ежегодной пенсией.

Комическая опера была достаточно редким явлением в эпоху барокко во Франции, и музыковед К. Гирдлестоун[англ.] выражает своё удивление, что ни один из современников Рамо, кажется, не отметил новаторства «Платеи»[2]. Рамо черпал вдохновение в более ранних комических операх, таких как «Амуры Рагонды» («героиня» которой также престарелая кокетка) Жана-Жозефа Муре[англ.] (1742)[3], или комических операх-балетах, например, Жозефа Бодена де Буамортье «Дон Кихот у герцогини»[англ.] (1743). Из «Карнавала и Вздорности» Детуша были позаимствованы такие персонажи, как Момус и Вздорность — одна из ключевых фигур «Платеи», музыкальная характеристика которой появляется ещё в первом разделе увертюры[4].