Платоновское богословие о бессмертии души


«Платоновское богословие о бессмертии души» (лат. Theologia platonica de immortalitate animorum), также «Платоническая теология», — латинский трактат флорентийского священника и философа-гуманиста Марсилио Фичино, написанный в 1469—1474 годах и опубликованный в 1482 году, и который является[1]:

Автор трактует, что древнегреческий философ Платон, как и христианство, признаёт, что человек был бы ничтожнейшим и несчастнейшим существом, если бы не обладал душой, одарённой бессмертием[1].

Выше тела стоит некая сила, которая заключает в себе искру божественного духа, соединившуюся с материей: это — человеческая душа. Начало это проявляется в более высоком виде, без тела, в ангелах, в полном совершенстве — в Боге. Человечество — множество, ангелы — бесконечность, Бог — единство.[1]

Бог есть совершенная простота и потому безграничное могущество. Он есть начало всего сущего; нельзя постигнуть ничего выше его. Над ним нет господина, около него нет равного. Не может быть бога зла рядом с Богом добра, так как бог зла, будучи лишён добра, не мог бы быть Богом. Бог вечен, вездесущ; он присутствует в мире, как душа в теле. Он производит всё и всё сохраняет, так как он — верховная благость.[1]

Будучи всего более удалён от материи, он обладает самым высшим познанием. Его разум охватывает не только единичное и конечное, но общее и бесконечное. Бог — не только разум; он — воля, и эта воля в одно и то же время свободна и необходима; она — провидение и любовь. Бог удовлетворяет себе и любит мир, и мир от этого чудно прекрасен.[1]

Между Богом, который есть чистая воля, и материей, которая есть чистая страсть, душа служит посредником, третьей сущностью. Такая общая разумная душа проявляется в трёх видах, или градациях[1]: