Племя


Племя не обязательно обладает территорией проживания и его претензии на какую-либо территорию не обязательно признаны другими группами. Племя можно считать группой.

Также, как и у понятия народ, существуют два основных определения, что такое племя. По одному из них племя определяется общими чертами, свойственными всем членам племени и объективно отличаемыми: язык, религия, происхождение, обычаи и традиции.

Так же как и у понятия народ, существуют два основных определения, что такое племя. По одному из них племя определяется общими чертами, свойственными всем членам племени и объективно отличаемыми: язык, религия (вера), происхождение, обычаи и традиции. В другом источнике указано что в антропологии термин «Племя», употребляется для обозначения группы людей, связанных между собою известными общими признаками, а иногда и предполагаемой общностью происхождения[2].

По другому определению считается, что сама по себе «вера» в общую связь уже является достаточным критерием. Как показывают этнографические исследования, генеалогия у племён, не знающих письменности, весьма гибка и довольно быстро приспосабливается к политическим обстоятельствам. По этому определению племена являются прежде всего политическими союзами. Как пример приводятся объединения во время Великого переселения народов групп различного происхождения в племена. Центром кристаллизации нередко являлся один-единственный предводитель или его потомки, считавшийся позже родоначальником всего племени. Охотно использовалась и вера в происхождение от какого-либо божества, так, например, считали германские племена алеманнов и лангобардов. Зачастую племена располагали легендой собственного этногенеза, повествующей, как и почему возник их племенной союз и как сложились признаки, отличающие их от иных племён. Нередко существовали и легенды, как собственное племя, ведомое божеством, попало на свою землю.

Термин «племя» подвергается глубокой идеологической критике, особенно со стороны противников эволюционных теоретических подходов, которые заменяются его термином «этническая группа»[4][5]. Среди сторонников эволюционных теорий, особенно неоэволюционизма, он продолжает использоваться в качестве центрального пункта, а также часто встречается в современной научной литературе, особенно в археологии[6] и исторических исследованиях[7]. В этнологии также определение этноса как «племя» по-прежнему актуально (сравните, например, с зарегистрированными племенами в Индии), если он основан на самоидентификации и культурной, религиозной и этнической идентичности соответствующей социальной группы.

Точное разграничение между понятиями «племя» и «народ» проблематично, так как границы часто размыты. Племя может быть составной частью народа, а может быть и его предварительной стадией. Потомки племени американских ирокезов рассматривают себя сегодня как народ и как нация.