Плот «Медузы»


«Плот „Медузы“» (фр. Le Radeau de La Méduse) — картина французского живописца Теодора Жерико, написанная в 1818–1819 годах; одно из самых знаменитых произведений раннего французского романтизма. В настоящее время является частью собрания Лувра в Париже (инв. INV 4884), выставляется в 700-м (бывшем 77-м) зале (зале Мольена) на первом этаже галереи Денон. Размер картины: 491 × 716 см.

Сюжетной основой картины послужила одна из самых известных катастроф в истории парусного флота — крушение фрегата «Медуза» и последовавшие за этим события, развернувшиеся у берегов Западной Африки в июле 1816 года. Вслед за крушением фрегата командование оставило значительную часть экипажа, — около полутора сотни человек, — на произвол судьбы на спешно построенном плоту; после двух недель выживания, сопровождавшихся убийствами, голодом и каннибализмом, в живых осталось только пятнадцать человек. Катастрофа «Медузы», подробности которой получили широкую огласку, вызвала крупный международный скандал и стала знаковым событием эпохи Реставрации Бурбонов; в общественном мнении ответственность за происшествие была возложена на некомпетентные действия капитана корабля.

Постоянно обращавшийся к темам современной жизни, Жерико воспринял крушение «Медузы» как возможность создать крупномасштабную картину на резонансный сюжет. Написание окончательного варианта «Плота „Медузы“» сопровождалось большой предварительной работой — художник исполнил множество подготовительных этюдов; опросил непосредственных участников событий и построил подробную модель плота; посещал госпитали и морги, наблюдая тела умирающих и умерших людей для наиболее точной передачи цвета и текстуры. Сохраняя традиционные для исторической картины сюжетные и повествовательные элементы, Жерико отказался от композиционной упорядоченности, характерной для доминировавшей во французской живописи неоклассической школы.

Под названием «Сцена кораблекрушения» (фр. Scène de Naufrage) картина была впервые представлена на парижском Салоне 1819 года и получила неоднозначную оценку художественных критиков и публики. Некоторое время спустя полотно с переменным успехом демонстрировалось в Великобритании, поспособствовав популярности Жерико в Европе. После смерти живописца картина была приобретена его другом, также живописцем Пьером-Жозефом Дедрё-Дорси, вскоре уступившем её директору Лувра Огюсту де Форбену. «Плот „Медузы“» оказал в XIX веке значительное влияние на ряд крупнейших художников следующих поколений: Эжена Делакруа, Уильяма Тёрнера, Гюстава Курбе, Эдуарда Мане и других; это влияние сохранялось и в XX веке.