Площадь Шарля Азнавура


Площадь Шарля Азнавура (арм. Շառլ Ազնավուրի հրապարակ) — площадь в центре Еревана. Расположена перед кинотеатром «Москва» и гостиницей «Ереван», пересекается улицей Абовяна. С 2001 года носит имя французского шансонье армянского происхождения Шарля Азнавура. На площади расположен фонтан, большое количество городской скульптуры и «Аллея кинозвёзд».

Площадь была запроектирована генеральным планом А. Таманяна в 1924 году. Архитектурный ансамбль площади был сформирован в 1927—1958 годах, когда были построены гостиница «Ереван», театр Станиславского, кинотеатр «Москва» и здание Союза художников.

В 1983 году в центре площади был установлен фонтан «Знаки зодиака» работы архитектора Арсена Меликяна[1], скульпторов Арарата Овсепяна и Владимира Атаняна[2].

19 сентября 2001 года, незадолго до приезда Шарля Азнавура в Ереван по случаю празднования десятилетия независимости Республики Армения и 1700-летия принятия Арменией христианства, мэрия Еревана приняла решение присвоить площади имя Шарля Азнавура[3].

12 июля 2010 года на площади перед кинотеатром «Москва» была открыта «Аллея кинозвёзд» — по аналогии с голливудской «Аллеей славы». Первые четыре звезды на аллее были посвящены всемирно известным деятелям кино армянского происхождения: основоположнику армянского кино Амо Бекназаряну, кинорежиссёрам Рубену Мамуляну, Сергею Параджанову и Анри Вернёю. 8 июля 2013 года в присутствии Шарля Азнавура на аллее была открыта его именная звезда[4].

20 сентября 2012 года на площади Шарля Азнавура были открыты памятники Фрунзику Мкртчяну и Егише Чаренцу. Памятники были изготовлены из глины покрытой бронзой скульптором Суреном Мелконяном. Фрунзик Мкртчян и Егише Чаренц были изображены в человеческий рост, сидящими на скамейках[5], чтобы можно было сесть рядом и сфотографироваться. 27 сентября, через несколько дней после открытия, памятник Фрунзику Мкртчяну серьёзно повредили вандалы, после чего он был убран с площади на реставрацию[6]. Памятники Мкртчяну, Чаренцу, как и другие схожие ереванские работы скульптора Сурена Мелконяна, подвергались критике со стороны профессионального сообщества за их низкий уровень исполнения[7]. Позднее памятник Чаренцу тоже убрали с площади.