Плюрализм


Плюрали́зм (от лат. pluralis[1] — «множественный») — позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и прочего.

В других источниках указано что Плюрализм, философское мировоззрение, принимающее не единое начало, а множество самостоятельных сущностей, или материальных (атомизм — натурофилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов), или духовных («монады» Г. В. Лейбница[2][3], «реальности» И. Ф. Гербарта и других)[4].

Николай Федорович Федоров в своей работе «О мировой целесообразности» писал что философия об устройстве мира дает два ответа, и один из них это плюрализм, утверждающий, что мир в основе есть множественность, которая дана прежде единства; проще сказать: мир есть беспорядок[6].

В период с начала XIX столетия по XX столетие и позднее теория множественность в философии (в философских позициях) получил широкое распространение и развитие в Западной Европе и Северной Америке, как в андроцентрических философских концепциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта индивида (персонализм, экзистенциализм), так и в эпистемологии (прагматизм Уильяма Джеймса, философия науки Карла Поппера и особенно теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейерабенда).