Погромы на юге Российской империи в 1881—1882 годах


Погромы на юге Российской империи — серия погромов на юге Российской Империи, начавшихся в апреле 1881 года и закончившихся в 1882 году.

В еврейской историографии эти погромы получили на иврите грозное название «суфот ба-негев» (ивр. הסופות בנגב‎) — «бури на юге».

После убийства императорa Александра II первого марта 1881 года в российских газетах появились статьи с нападками на евреев и обвинением евреев в убийстве царя, и намекали на неизбежные погромы. В мае императором был опубликован документ «О порядке приведения в действие правил о евреях», который резко ограничивал права еврейского населения и фактически стал поворотным пунктом имперской политики в отношении евреев после реформ Александра II.

Погромы начались почти одновременно в нескольких местах. Многое указывало на то, что они были подготовлены заранее, и проходили при бездействии, а то и попустительстве местных властей.

Еврейские погромы прошли в 166 населенных пунктах Российской империи. Тысячи еврейских домов были разрушены, многие еврейские семьи лишились имущества, большое число людей было ранено, а некоторые были убиты. Попустительская политика властей сочеталась с массовыми слухами о том, что существует правительственное указание бить евреев[1][2][3].

Сигналом к погромам явились беспорядки в Елисаветграде, продолжавшиеся с 15 по 17 апреля. Уже ранее по городу носились слухи о том, что христианское население намеревается в дни Пасхи разгромить евреев, и печать (преимущественно юдофобский «Новороссийский телеграф», издававшийся в Одессе) распространяла эти толки. В массе сложилось убеждение, что имущество и даже личность еврея не пользуются обычной охраной закона; что евреев можно громить, что это дозволено; в тревожной атмосфере, вызванной трагической кончиной императора Александра II, легко был принят на веру ложный слух, будто есть царский указ, разрешающий насилие над евреями. «Приказчики, служители трактиров и гостиниц, мастеровые, кучера, лакеи, казенные денщики, солдаты нестроевой команды — все это примкнуло к движению». Толпа с криком и свистом беспрепятственно совершала свое разрушительное дело при полном равнодушии обывателей-христиан. Войска бездействовали в ожидании распоряжения начальства или полиции для каждого отдельного случая разгрома, и это внушало громилам уверенность, что погром разрешен правительством. Беспорядки усилились, когда из окрестных селений прибыли крестьяне, чтобы поживиться добром евреев. Прибытие свежих войск положило конец погрому.