Подводные лодки типа Т (Великобритания)


Подводные лодки класса T (или класс Тритон) — серия подводных лодок КВМФ Великобритании. Класс Т был разработан в 1930-х годах, всего было построено 53 субмарины, все они приняли активное участие во Второй мировой войне. После войны часть подлодок пустили на слом, остальные неоднократно усовершенствовались и находились в строю до конца 1960-х годов.

Первой субмариной, разработанной в Соединенном Королевстве после Первой мировой войны стала HMS Oberon, спущенная на воду в 1926 году. Она послужила основой и для постройки ещё 18 субмарин классов O, P и R, во многом повторивших конструкцию первой и имевших схожие же недостатки. Сама HMS Oberon получила уничижительное прозвище «электромеханическая чудовищность» (Electro-Mechanical Monstrosity).

Проектирование лодок класса Т, предназначенных для замены подводных лодок классов O, P и R, началось в 1934 году и велось с ограничениями, наложенными Лондонским морским соглашением 1930 года: водоизмещение британского подводного флота ограничивалось значением в 52 700 тонн, водоизмещение одной лодки — не более 2000 тонн, артиллерийское вооружение калибра не более 130 мм. Лодки проекта «Repeat P[3]» должны были быть способны вести боевые действия против Японии в условиях отсутствия поддержки надводных кораблей КВМФ. Основным считалось уничтожение боевых кораблей. Для этого требовался проект большой подводной лодки с максимальным числом торпед в залпе, поэтому окончательный проект представлял субмарину с полным водоизмещением более 1500 тонн, с 10 торпедными аппаратами (6 носовых встроенных и 4 внешних, направленных в нос) и с рабочей глубиной погружения в 300 футов (около 90 метров). Проект был завершён в 1935 году, а 24 июня было принято решение об окончательном именовании типа — Т, соответственно все подводные лодки этого класса получали имена, начинающиеся с Т.

Лодки типа Т имели полуторакорпусную конструкцию с развитой надстройкой. Прочный корпус делился на 6 отсеков и одну выгородку. В традиционной британской манере, многие передовые решения были отставлены в пользу более традиционных и освоенных, в расчете что подготовка экипажей возместит конструктивные недостатки. Так, корпуса почти всех лодок были клепаные, что снижало рабочую глубину. Аккумуляторные батареи размещались в двух соседних отсеках (III и IV) что снижало живучесть; от их разнесения отказались для упрощения электрической системы. Ограждение горизонтальных рулей отсутствовало, а ограждение вертикального руля и ГАС было тросовым. Однако лодки получили такие новшества, как гирокомпас, гидроакустическую станцию ASDIC, прибор торпедной стрельбы и систему беспузырной стрельбы.