Пожар на заводе двигателей КАМАЗа


Пожар на заводе двигателей КАМАЗа произошёл 14 апреля 1993 года на территории Камского автомобильного завода (Набережные Челны, Татарстан, Россия).

Журнал «Коммерсантъ Власть» спустя две недели после пожара так описывал его последствия:

Одной искры, пробившей кабель на Камском автомобильном заводе, хватило, чтобы на год, а то и больше вывести из состояния равновесия всю автомобильную промышленность СНГ. В результате пожара, спалившего завод двигателей АО «КамАЗ», под угрозой оказалась работа большинства автомобилестроительных предприятий России, Украины, Минского автомобильного завода — все они получали дизели с КамАЗа. Официальных данных о прямых потерях завода пока нет. По оценкам, на восстановление завода потребуется несколько лет и сотни миллиардов рублей. Масштабы же косвенного ущерба, по мнению специалистов, сравнимы с Чернобыльской катастрофой.

Ещё в 1973 году после пожаров, произошедших на Житомирском заводе строительных конструкций (1972) и на Бухарском хлопчатобумажном комбинате (1973), МВД СССР дважды информировало Совет министров СССР о недопустимости строительства зданий больших площадей с использованием пенополистирола, однако к тому времени 80 % кровли завода двигателей КАМАЗа уже было завершено.

В 18:41 главная понизительная подстанция ГПП-14 зафиксировала отключение кабеля резервного питания, подключённого к ГПП-12, которая располагалась внутри завода двигателей. Непосредственной причиной пожара, как выявило расследование, было короткое замыкание в кабельной линии ГПП-12. Возникшее пламя прожгло стальную броню кабелей, воспламенив изоляцию. Минут через 17-20 огонь по вертикальной трассе вышел на кровлю.