Поздняя античность


Поздняя Античность — завершающий этап античной цивилизации, период средиземноморской и (также, но в меньшей степени) мировой истории, обычно ограничиваемый III—VIII веками н. э. Это период между классической Античностью и Средневековьем (ок. 250—750 гг. н. э.), ознаменовавший постепенный упадок средиземноморской классической цивилизации и первоначальное формирование строго западноевропейского христианского общества[1].

Распад и падение Западной Римской империи в 476 г. и Великое переселение народов (обычно описываемых как «варварские») с окраин континента положили условный конец периоду поздней Античности, но не уничтожили её богатого наследия, к которому относится, в первую очередь, распространение и упрочение позиций христианства, но также запечатление памяти (в основном, в многочисленных письменных источниках) об Античности эпохи её расцвета. За периодом поздней Античности последовали Средние века, а точнее, раннее Средневековье.

Что касается историографии, как отмечают (Ноэль Ленски в 2007 году), тематика поздней Античности приобрела огромный интерес в современности[2].

Термин «поздняя Античность» (нем. Spätantike) вошёл в широкое употребление благодаря исследованиям выдающегося немецкого историка и социолога Макса Вебера, хотя другой не менее известный учёный, швейцарский культуролог Якоб Буркхардт употреблял похожий термин «spätantike Zeit» уже в 1853 году (в книге «Век Константина Великого»). С начала 1970-х годов в Великобритании (работы Питера Брауна) поздняя Античность (постклассический мир) стала пониматься как самостоятельная историческая эпоха (в широких хронологических рамках, с III по середину VII вв.; в узких — IV—VI вв.), характеризующаяся сложным взаимодействием и переплетением старого и нового, а не просто как финал Античности и генезис Средневековья. На смену концепции падения Рима и рождения Средневековья как катастрофического события пришла концепция медленного и сложного переформатирования и сосуществования самых разных, зачастую разнонаправленных тенденций. Как отмечает Брайан Уорд-Перкинс: «Новаторская книга Питера Брауна „Мир поздней Античности“, опубликованная в 1971 году, определила культурный период (характеризующийся, прежде всего, подъемом двух новых монотеистических религий, христианства и ислама, и кодификацией третьей, иудаизма), простирающийся с III века до VIII века и даже дальше. Эта периодизация, которая сегодня широко распространена, намеренно игнорирует распад римской власти на Западе в V веке и потерю арабами большей части Восточной (или Византийской) империи в VII веке — события, которые традиционно рассматривались как предвестники „темных времен“ в обеих областях. Вместо того чтобы рассматривать период с 5 по 7 века как время кризиса и разрыва, историки „поздней Античности“ рассматривают его как период непрерывного культурного роста»[3].