Позитронный человек


Позитронный человек (англ. The Positronic Man) — научно-фантастический роман 1992 года американских писателей Айзека Азимова и Роберта Сильверберга, основанный на повести Азимова 1976 года «Двухсотлетний человек». Речь идёт о роботе, который начинает проявлять такие характеристики, как творчество, традиционно прерогативу людей; в конечном итоге робот объявлен официально человеком. Фильм 1999 года «Двухсотлетний человек» с Робином Уильямсом в главной роли[1] был основан как на оригинальной истории, так и на романе.

В двадцать первом веке создание позитронного мозга[англ.] привело к появлению роботов-рабочих и произвело революцию в жизни на Земле. Однако для семьи Мартин их домашний робот NDR-113 — больше, чем механический слуга. «Эндрю» стал верным другом, доверенным лицом и членом семьи Мартин.

История рассказывается с точки зрения Эндрю (позже известного как Эндрю Мартин), робота серии NDR, принадлежащего семье Мартин, что является отходом от обычной практики U.S. Robots and Mechanical Men по сдаче роботов в аренду.

Первые впечатления Эндрю от семьи Мартин изобилуют неловкими моментами, которые демонстрируют отсутствие у него социализации . Однако он намного лучше справляется с неодушевлёнными предметами и животными и начинает проявлять такие характерные для человека характеристики восприятия как творчество, эмоции, самосознание, традиционно присущие людям. Ибо благодаря какому-то неизвестному производственному сбою Эндрю был благословлен способностью к любви и стремлением к самосознанию и развитию, которые являются почти человеческими. Тем самым он освобождается от обязанностей в домашнем хозяйстве, для которого был первоначально предназначен, и остаётся заниматься своим творчеством, зарабатывая состояние на продаже своих творений, деля прибыль между собой и семьёй Мартин. У него появляется счёт в банке, он сам себя обеспечивает, но этого мало… Эндрю хочет быть свободным. Мечта Эндрю — стать полноценным человеком.

Столкнувшись с человеческими предрассудками, законами робототехники и собственными механическими ограничениями, Эндрю будет использовать науку и закон в своих поисках невозможного, придя, наконец, к ужасающему выбору: чтобы воплотить свою мечту в реальность, он должен заплатить высшую цену.

Эндрю добивается правовой защиты в результате своего творческого становления и последующего полного признания его как личности путём постепенной замены роботизированных компонентов искусственными органами, представляющими процесс его превращения из робота в человека. Последующие поколения семьи Мартин помогают ему в его поисках человечности, но каждое из них ограничено тем, насколько они готовы признать человечность Эндрю.