Покладка на грунт


Покладка на грунт — вид подводного маневрирования подводных лодок с дизельными силовыми установками, который применяется в целях сбережения имеющихся на борту энергоресурсов и достижения максимальной скрытности, а также — в ситуациях, которые вынуждают субмарину находиться в погруженном положении с отключенными двигателями[1].

Выделяют покладку подводного судна на жидкий грунт и на морское дно (твёрдый грунт), которая может быть осуществлена с ходу или без хода[1][2].

Как правило, покладка на грунт осуществляется путём создания у подводной лодки небольшой отрицательной плавучести и дифферента на нос[1][2]. При покладке на грунт с ходу электродвигатели субмарины останавливаются по достижении слоя жидкого грунта или глубины за 15—20 метров от поверхности морского дна[1][2]. Среди ключевых признаков завершения этого манёвра называют выравнивание дифферента подводного судна и прекращение его дальнейшего погружения[1][2]. Разновидностью манёвра является покладка на жидкий грунт, она сопровождается дальнейшим движением корабля под воздействием подводных течений и требует очень точной дифферентовки корабля.

Для обеспечения устойчивого расположения лодки на грунте ёмкость уравнительной цистерны может быть заполнена водой[1] (200—250 литров[2]).

При всплытии с морского дна создаётся остаточная положительная плавучесть путём откачивания воды из уравнительной цистерны, а при снятии с жидкого грунта обычно даётся малый ход с последующей поддиферентовкой и переходом на заданную глубину вверх или вниз[2].

Во избежание повреждения гидроакустики, винтов и корпуса следует избегать покладки на крупнокаменистый грунт или плитняк, а для предотвращения присасывания корпуса к грунту не рекомендуется производить покладку на илистые основания; наиболее благоприятными грунтами для покладки являются песок, ракушки, изгарь[2].