Покровская срубная культура


Покровская срубная культура — археологическая культура эпохи поздней бронзы (XVIII—XV века до новой эры), выделенная в составе срубной культурно-исторической общности и распространенная в лесостепной и частично степной полосе Восточной Европы между Северским Донцом и Уралом. Является ранней по отношению к бережновско-маёвской срубной культуре.

Первооткрывателем срубной культуры является В. А. Городцов, который в 1901—1903 гг. в процессе исследования курганных древностей Северского Донца обратил своё внимание на скорченные погребения в деревянных рамах — срубах[1]. В соответствии с конструктивными особенностями погребального сооружения, выделенная им культура, получила название срубной[2]. С накоплением археологического материала и расширением ареала культуры исследователи начали обращать своё внимание на локальные различия в среде срубной культуры. В 1920-е гг. саратовский археолог профессор П. С. Рыков исследовал Покровский курганный могильник на территории современного города Энгельс, в котором отдельно отметил "погребения с окрашенными костяками". В 70-х гг. Н. Я. Мерперт и Е. Н. Черных вводят в научный оборот понятие «срубной культурно-исторической общности», что отражало её культурную неоднородность. Позднее И. Ф. Ковалёва выделяет в её среде маёвский[3] тип памятников, а Н. К. Качалова — бережновский[4]. Общие черты погребального обряда позволили В. В. Отрощенко в 90-х гг. объединить оба типа в отдельную бережновско-маёвскую культуру в составе срубной культурно-исторической общности. Н. М. Малов[5] выделил в 1991 г. покровскую археологическую культуру, что встретило поддержку со стороны О. В. Кузьминой [6] и других авторитетных исследователей. Позднее А.Д. Пряхин и В. В. Отрощенко обратили внимание исследователей на то, что выделенная Н. М. Маловым и О. В. Кузьминой культура, лишь частично входит в срубные древности, а наиболее ранней своей частью принадлежит доно-волжской абашевской культуре. На данном этапе В.В.Отрощенко и А.Д. Пряхин отвергают существование самостоятельной покровской культуры, выделяя покровский этап в качестве позднего этапа в развитии доно-волжской абашевской культуры. Противоположной точки зрения придерживаются Н.М. Малов и В.А. Лопатин.